veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Почему в России не прижился Хеллоуин?

У нас есть своя нечистая сила...

Католический День Всех Святых, кривоколенными путями преобразившийся в Хеллоуин, усердно отмечаемый в протестантской Америке и активно экспортируемый по всему свету, в России так и не прижился — или пока не прижился.

Последний опрос ВЦИОМ показывает, что о самом наличии Хеллоуина знают 90% граждан, притом что отмечать его собираются лишь 3%. Практически всеобщее знание — и практически полное отсутствие желающих праздновать.

Правда, в возрастной группе от 18 до 24 лет доля желающих возрастает до 18%. Это можно интерпретировать так, что за Хеллоуином будущее, а можно и так, что молодёжные буйства — непременный элемент взросления, там даже бывают вещи и посерьёзнее, чем американский праздник, но потом всё входит в русло. И вообще: кто в молодости не

перебесится, тот в старости с ума сойдёт.

Как бы то ни было, говорить, что Хеллоуин прочно вошёл в российский быт, было бы по меньшей мере преждевременно. Несмотря на четвертьвековые попытки его импортировать. При этом из этих 25 лет первые десять были крайне благоприятны для заимствования американских обычаев и ценностей. Лозунг «Настоящая Америка!» открывал все двери и вызывал немедленное желание что-нибудь импортировать. Однако столь когда-то неодолимая притягательность american way of life тут дала явный сбой.

В отличие от таких стран, как Япония и Южная Корея, тоже вроде бы не принадлежащих к англосаксонскому миру, но тем не менее вполне включивших Хеллоуин в национальные святцы, Россия — не включила.

Правда, дальневосточный пример малопоказателен. Восток — дело тонкое. Например, тонкость может выражаться в сочетании жёстко закрытой общественной системы — «чужие здесь не ходят» — с готовностью заимствовать некоторые вполне инородные культурные явления. Что в западном мире не вполне работает, то на Востоке — вполне.

Возвращаясь к России, заметим, что Хеллоуин принадлежит к праздникам, трансплантация которых в другой культурный организм крайне затруднительна.

Система традиционных календарных праздников вообще очень консервативна, ибо связана с многовековым бытом данного народа. Вдруг взять и добавить нечто с тыквами, да так, чтобы оно проросло в ткань и прижилось, — очень трудно.

Вдвойне трудно, когда речь идёт о так называемых rites de passage, т.е. ритуалах перехода, когда старое время исчезает, новое только нарождается — и в этом временном зазоре являются духи, черти, etc. Те, которые при нормальном порядке вещей сидят где-то тихо и не смущают людей. Ритуалы такого рода — это ядро народной культуры, и попытки вторжения извне тут бесполезны: очень силён иммунитет. Генная инженерия и трансплантология пока бессильны.

Наконец, если в теологическом смысле чёрт — большой интернационалист, где хочет, там и является, то фольклорная нечисть (всякие русалки, черти, змеи — то, что учёные люди называют низовой мифологией) национальна, и весьма. Если уж представлять всякую чертовщину, то свою. Принцип «американский чёрт — самый лучший (вар.: «эффективный») чёрт в мире» тут не работает. Даже если американский чёрт и вправду обладает такими свойствами — нет, подавай своего.

Всё это глубинные культурные переживания, о которых рядовой человек и не задумывается, но они действенны: благодаря им одно культурное явление приживается на родной почве, а другое — нет.

А в иных местах просвещённой Европы и по сей день существует давняя и действенная альтернатива американскому Хеллоуину. В Южной Германии (и в примыкающих Западной Австрии и немецкой Швейцарии) народ отмечает Zwölften, т.е. 12 дней между Рождеством и Крещением, по-нашему — Святки. В местностях, где сильны духовные скрепы, ходят ряженые в мохнатых шубах и со страшными клыкастыми и рогатыми харями.

4 января 1996 года мы с женой гуляли по верхнебаварскому Гармиш-Партенкирхену и повстречали таких ряженых, которые символически ударили жену веником по заднице, что, согласно местным верованиям, приносит счастье. Верования оказались справедливыми: жена очень полюбила Гармиш и её постоянно туда тянет.

Не знаю, можно ли и нужно ли реанимировать наши святочные забавы: вопрос сложный, уж очень много было порушено. Но, как своё, родное, они имеют гораздо больше шансов прижиться, нежели День Всех Святых с тыквами и нечистой силой. И уж точно возьмут больше, чем 3%. Свои культурные переживания — большая сила, и напрасно вольтерианцы против того говорят.

Максим Соколов
Максим Соколов

https://russian.rt.com/opinion/444863-sokolov-hellouin-v-rossii
Tags: Россия, США, дети, культура, мнения, общество, опросы, праздники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment