veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Спящие. После просмотра...



Давеча в один присест отсмотрел отечественный мини-сериал "Спящие". Казалось бы проходной сериал про чекистов, внезапно обрел политическую остроту, после того как либеральная общественность развела истерику про героизацию "Кровавой Гэбни", а режиссер Быков выступил с публичным покаянием за то, что снял данный сериал.

По итогам просмотра сразу становится вполне понятно негодование либеральной общественности. По сути, Быков, опираясь на творчество Минаева, снял весьма талантливую политическую конъюнктуру в духе сериала "Родина". В свое время, наша попытка снять отечественный ремейк на американский же ремейк израильской "Родины" с треском провалилась. "Спящие", это по сути "наш ответ" в хорошем смысле этого слова. Говоря о конъюнктуре, стоит сразу сказать, что конъюнктура бывает разная. Она может быть бездарной поделкой в духе "Крыма", а может быть достаточно качественным продуктом как "Спящие", где есть и интересный сюжет и герои, за которыми интересно наблюдать.

Сам Быков, как творец мне запомнился еще по фильму "Дурак", который несмотря на бичевание существующих в России порядков, был куда как более жизненным, нежели беспросветная пьянка "Левиафана", с куда как более живыми людьми, которых действительно можно встретить в реальной жизни. И у Быкова явно талант показывать человеческие отношения, что хорошо демонстрируют "Спящие", выделяющиеся на фоне большинства отечественных поделок.
Фильм начинается с очень плохо поставленной сцены с нападением на российское посольство в Ливии, после чего сразу закрадывается впечатление, что смотришь очередной бездарный российский сериал. Пара сцен так и вовсе из области "рука-лицо". И думаешь, опять шумиху на пустом месте раздули. Как с "Матильдой". Но нет, потом сериал довольно бодро разгоняется в весьма крепкий и я бы даже сказал, выше среднего, шпионский детектив, с социально-политическим конъюнктурным подтекстом. Фабула с одной стороны проста - "пендосы шатают режим через свою агентуру, а Кровавая Гэбня все это разоблачает". Что забавно, фильм напрямую обыгрывает эту тему про "комитетчиков" и "пендосов" в процессе круговорота информационных атак, коварных подстав, заказных убийств, сакральных жертв и терактов. Некоторые фразы персонажей так и вовсе живо напоминали традиционные перепалки записных пропутинцев с антипутинцами в блоге, даром, что сам Путин в фильме появляется только в виде портретов.

С другой стороны, за счет актуальной политической конъюнктуры, фильм смотрится весьма свежо и динамично, в духе последних сезонов "Родины" и "Карточного домика", создатели которых поняли, что недостатки сюжета можно нивелировать политическим актуалом. Тут вам и роль США в спонсировании ИГИЛ, и столкновение интересов в Ливии, и российско-китайские газовые контракты, и фабрики троллей, и сидящий на двух стульях Янукович, и оппозиционные журналисты, и смелые и демократические блогеры, и разлагающаяся элита спонсирующая оппозицию против самой себя, и предатели в ФСБ, и хитроумные агенты ЦРУ, и много чего еще, что постоянно мелькает в новостях. Кто то скажет - вот ведь негодяй Быков, снял конъюнктуру собрав наиболее актуальные темы в один флакон, да еще выставляющую либеральную общественность в неприглядном свете. Да еще и через образ слишком правильного главного героя, героизирует "Кровавую Гэбню", у которой по кабинетам развешаны портреты Дзержинского и Андропова.

Но по тому же рецепту скроена и та самая американская "Родина", которую часто приводят как пример качественного шпионского кино. Там тоже, ЦРУ при всех огрехах, предательствах, преступлениях и злоупотреблениях, демонстрируется позитивной организацией, а враги (внешние и внутренние,) отрицательными, при демонстрации их мотивации, чтобы было понятно, кто и почему выступает против Америки. Разница пожалуй лишь в том, что там героиня с серьезными личными изъянами, у нас полковник ФСБ выведен совсем уж правильным, аки Иисус забежавший в храм торговцев Родиной. В остальном же, рецепт прост - главный герой продирается через многоуровневый заговор, где замешаны как чужие, так и свои, решает проблемы личной жизни, познает изнанку мира (в нашем случае - либерально-демократического) и в конечном итоге побеждает в локальной войне с локальным заговором, с полным осознанием, что война продолжается и еще много внутренних и внешних врагов предстоит вывести на чистую воду.

Казалось бы, обычный шпионский детектив. Но за счет ряда акцентов, а также последующей истории с Быковым, фильм поднимает вполне понятную проблематику "измены Родине", что регулярно всплывает в диалогах героев "Спящих". Через главного героя транслируются идеи защиты Родины, а через его оппонентов, идеи типа "свалить из сранной рашки", "все гавно и народ неандертальцы", "как вы живете в этом аду", "у нас украли свободу 90-х" и т.д. Это показывается через разные срезы общества - интеллигенцию, крупный бизнес, правительственных чиновников, творческую "элиту". Лучше всего удалось посещение премьеры фильма "Вельможа", где герой переживает разрыв шаблона, когда в духе посиделок на "Эхо Москвы", там собираются как "патриоты", так и "либералы", для которых это всего лишь игра и они при внешних проявлениях враждебности, на самом деле прекрасно ладят друг с другом за пределами телевизионного спектакля.

Недовольство общества таким отношением к стране и народу, показано как через главного героя, который оппонирует этим тезисам, но и через эпизодических персонажей, несогласных променять "неказистое отечественное здесь", на "красиво-абстрактное там" . С другой стороны, бросается в глаза существующий идейный кризис, когда оппонируя идеологии противника, герою проще объяснить против чего он сражается, нежели ответить на вопрос "за что". В этом конечно его разительное отличие от героев фильмов типа "ТАСС уполномочен заявить" или "Ошибка резидента", где чекисты могли в духе того времени объяснить это более детально, чем простыми отсылками к абстрактному патриотизму или тезам вроде "чтобы вот эти люди остались живы". Но это не вина фильма и его героев, это проблема старая, еще родом из 90х, связанная с поисками национальной идеи, которая конечно не может сводиться к противостоянию с "пендосами" и "поравалильщиками". Отсюда и кажущаяся привлекательность логики антагонистов полковника ФСБ, которые оперируют высшими категориями "свободы", "демократии", "развития"," цивилизации". Ситуацию как бы невзначай поясняет генерал, когда рассказывает про 1991-й год и как валили памятник Железному Феликсу на Лубянке, портрет которого висит у него в кабинете. Генерал выражает свою позицию просто - на эмоциях выбежал на улицу, постоял, посмотрел как валят Дзержинского, покурил...а потом вспомнил, что завтра все равно на работу. И пошел работать дальше. Механизм не может генерировать смыслы, это не его задача.

При этом, авторы пытались избежать черно-белой картины и ввели ряд эпизодов для демонстрации полутонов, вроде реплик милиционера про ФСБ-шников,, которые отмазывают мажоров-деградантов, пользуясь служебным положением, или подполковника Газаряна, который высказал главному герою весь набор обвинений в адрес ФСБ со стороны общества или журналистов, которые в том или иной степени жалуются на степень контроля спецслужб над СМИ. Ну и тема предательства в ФСБ также весьма актуальна после дела Михайлова. Но это скорее ремарки. С точки зрения посылов сериала - "контора" при всех ее недостатках это добро, защищающая стадо от волков, который когда придут (а они придут), никого не пожалеют. А волки и их пособники, зло, при всем разнообразии мотивации и ссылках на то, что "вы подмяли под себя всю страну и не оставили нам иного выбора, кроме как служить ЦРУ". Как и в случае с "Родиной", спецслужбы показаны как незримые пастухи-опричники, которые в "Спящих" оппонируют пастухам оппонентов, что выражено через диалоги генерала ФСБ с главой ЦРУшной резидентуры в Москве.

Естественно, что при таком подходе, когда демонизция госбезопасности еще с Перестроечных времен является мейнстримом в среде интеллигенции и либеральной общественности, Быков, по сути, совершил с точки зрения корпоративной этики либеральной творческой элиты, еретический поступок (о котором он потом публично сожалел). Своим сериалом, он случайно или осознанно, покусился на один из краеугольных мифов либеральной общественности, о том, что предавать Родину не зазорно ради "высших идеалов", и что борцы с такими "борцами за свободу и цивилизацию для отсталой России", отнюдь не являются абсолютным злом и в них есть не только полутона, но и позитивная общественная и государственная роль. И тут Быков сполна пожал на себе ненависть классовой прослойки, к чему он собственно и оказался не готов точно также, как его герой в фильме, был не готов к другой жизни за пределами собирания самодельных бомб.
Что забавно, фильма чисто с художественной точки зрения снят интереснее большинства того, что те, кто осуждает Быкова за "Спящих", сами снимают. По сути, это фактически калька с известной карикатуры, когда свиньи сидящие в грязи шипят в адрес радостного бегающего по полю чистого поросенка "Предатель!" Вопросы творчества тут отступают на второй план, Быков предал ряд либеральных идеологем и должен быть заклеймен.

Да, это политически-конъюнктурный шпионский детектив. Но снят он достаточно качественно, чтобы его можно было не стыдно и не скучно смотреть, и можно было говорить, что со второй попытки таки сняли "наш ответ Родине". Да, в фильме есть ряд недостатков - немногочисленные экшн-сцены сняты прямо скажем так себе (это явно не конек Быкова), американцы получились традиционно ходульными (примерно как русские, в американских фильмах про шпионов), да и игры с замедлением времени или резкими наездами камеры, уже давно утратили новизну и актуальность.

Но фильм выезжает на сюжете, хорошей актерской игре, интересных диалогах на актуальную проблематику, где заявляются различные позиции на тему отношений "Россия - мир", "Власть - общество" и "Где и что такое Родина". Авторы понятное дело на стороне главного героя, который после горько-сладкой победы над происками американцев, отправляется работать в Киев накануне евромайдана. Но и для тех, кому "Кровавая Гэбня" аж кушать не дает, авторы оставляют героев для отождествления себя с ними. Все это конечно выглядит как жирный такой задел на продолжение, которое мы впрочем вряд ли увидим, так как тематика украинской войны вряд ли позволит героям в текущей военно-политической обстановке, так уж откровенничать по целому ряду вопросов. Ну а как самостоятельное произведение из 8 серий, "Спящие" очень даже ничего, пожалуй это наиболее интересный отечественный сериал за последние годы, при всех его очевидных сценарных и технических недостатках. У Быкова определенно талант и было бы жаль потерять его как творца. Такой вот лучик света в темном царстве российского сериалостроения.

https://colonelcassad.livejournal.com/3780560.html


</div>
Tags: Россия, США, культура, либералы, мнения, подрывная деятельность, политика, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments