veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Китайцы надкусили «Яблоко»


Китай последовательно идет по пути ужесточения контроля за интернетом. И в этой работе у китайского руководства появились неожиданные помощники.

На днях выяснилось, что корпорация Apple изъяла из своего «магазина приложений», предназначенных для продажи или бесплатной установки в Китае, программы, позволяющие обходить интернет-цензуру, а именно знаменитый китайский «Великий Firewall». Это стало известно после того, как одна из компаний, предоставляющая услуги VPN-сервиса, сообщила, что получила официальное письмо от корпорации с объяснением, что ее приложение изымается из «магазина», поскольку это запрещается китайскими законами. Ровно то же произошло и с другими приложениями-анонимайзерами.

А все потому, что китайские власти намерены покончить со всеми способами обхода цензуры и блокировок, включая все VPN-сервисы и анонимайзеры. Ранее лишь китайским компаниям было запрещено оказывать такие услуги не в меру любопытным любителям обходить цензуру. Но «иностранцев» какое-то время не трогали. В конец концов собираются оставит только те VPN, которые официально одобрены китайскими властями. В том числе для иностранных компаний и корпораций, работающих в старен. Что, конечно, порождает у них страхи относительно возможной утечки конфиденциальной информации и коммерческой тайны. Но это, как говорится, их страхи и проблемы. Пока китайские власти разрешают иностранным фирмам связываться через VPN напрямую с их материнскими структурами за границей, но без права выхода в китайсктй сегмент сети.

Полностью покончить с «анонимностью» в интернете компартия Китая планирует после предстоящего осенью очередного своего съезда, но в любом случае не позже весны 2019 года, когда это окончательно станет законом. Притом, что в стране уже заблокированы Google, Facebook, Twitter и YouTube. Продвинутые пользователи до сих пор сравнительно легко обходили блокировки, их также избегали постояльцы гостиниц, где обычно останавливаются иностранцы.

И вот теперь первая крупнейшая иностранная корпорация подчиняется требованиям китайских властей. Притом что формального закона, обязывающего Apple поступать именно таким образом, пока нет. Это имеет всего лишь статус «просьбы властей». Притом, что еще свежа в памяти история, когда корпорация храбро сражалась с американским ФБР, требовавшим раскрыть коды шифрования смартфона, а Тим Кук, глав корпорации, писал пафосные публичные письма, отстаивания принципы «свободы» перед лицом силовиков. Получается, что Пекин и компартия Китая — посильнее ФБР будут.

При этом — и это важная деталь на заметку тем, кто поспешит использовать китайский опыт цензуры в интернете у нас — китайские власти действуют весьма расчетливо в оказании давления на иностранные компании. Предъявляя им соответствующие требования уже тогда, когда собственное производство аналогичной и по качеству, и по цене продукции вышло на должный уровень. Доля компании Apple на китайском рынке впервые начала падать в прошлом году, когда ей удалось продать лишь 44,9 млн единиц «гаджетов» вместо 58 млн годом ранее. Притом, что в целом китайский рынок смартфонов в прошлом вырос — почти на 10%, а доля основных четырех китайских производителей такой продукции на нем выросла с 46% в 2015 году до 57% к концу прошлого.

Apple из своих внушительных доходов в более чем 300 млрд долларов примерно четвертую часть их по-прежнему получает на китайском ранке, однако в абсолютных цифрах выручка продолжает снижаться, в том числе в этом году. Ну, а ради удержания такого внушительного рынка можно, судя по всему поступиться кое-какими декларируемыми принципами (например, тот же Facebook в этом плане проявляет большую принципиальность пока). Принципы можно продолжат отстаивать на менее значимых рынках. Ну будем тут ни на что указывать пальцем.

Tags: Китай, безопасность, бизнес, интернет, цензура, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments