veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Серп и молот Арма Хаммера

Оригинал взят у mikle1 в Серп и молот Арма Хаммера

Сто  лет назад отношения России и Запада революцией и вторжением Антанты были   разорваны в клочья. Озверевшие от поражения правительства Антанты не признали Советску власть, а большевики в отместку отказались признавать долги царского и временного правительств. Ведь хладнокровный марксист товарищ Ленин знал секрет хороших отношений с  миром капитала.

"Хотя некоторые господа и говорят, что садиться с нами за один стол не желают, но экономические отношения налаживаются, — заявил Ленин в ноябре 1922 года на пленуме Московского совета. — За экономическими наладятся и дипломатические отношения, должны наладиться и наладятся непременно...".
http://193116.selcdn.ru/upload-95b404b2f335cc4f49771188f774736c/9ff/9ffb99972263629eddb855f73546391e.jpg

Вскоре будущий первый нарком внешней торговли СССР Леонид Красин придумал способ, как обойти западные санкции: нужно было использовать фирмы-"прокладки", де-юре учреждённые на Западе, но де-факто действовавшие от имени советского правительства.

Первую такую фирму Allied Drug and Chemical создал знаменитый бизнесмен Арманд Хаммер, который в те годы еле-еле сводил концы с концами.

Его отец Джулиус Хаммер был убеждённым коммунистом (так, имя и фамилия сына звучали как Arm and Hammer, то есть "серп и молот") и плохим врачом, который подрабатывал подпольными абортами. Одна из таких операций закончилась трагически: пациентка погибла, и Джулиус был приговорён к 12 годам заключения. Тогда Арманд Хаммер отправился в Советскую Россию, чтобы потребовать возврата денег, которые у его отца одолжил Карл Мартенс — первый дипломатический посланник большевиков в США.




Арманд Хаммер.  Коллаж © L!FE  Фото: © Wikipedia.org

Арманд Хаммер. Коллаж © L!FE  Фото: © Wikipedia.org




Красин и предложил Хаммеру заработать денег на поставках в голодающую Россию американской пшеницы в обмен на царское золото.

Эти сделки буквально озолотили Хаммера, а потом он стал поставлять в СССР и интересовавшие образцы военной техники — самолёты, танки, авиационные моторы и многое другое. Для финансирования таких операций Хаммер даже создал собственный банк-"прокладку" в Эстонии.

"Пролетарии" с Пятой авеню

Вскоре появилась и первая фирма, созданная полностью на советские деньги — акционерное общество "Аркос", созданное в Лондоне. О сотрудничестве "аркосовцев" с Москвой знали и на Даунинг-стрит, и в МИ-5, но поделать ничего с "Аркосом" не могли — фирма строго придерживалась британского законодательства.

Британский опыт решили перенести на противоположную сторону Атлантики.

В 1922 году была создана дочерняя компания "Аркос-Америка" с шикарным офисом в самом центре Нью-Йорка на Пятой авеню.

Однако когда через год в США с ревизией прибыл бухгалтер Исайя Хургин, работавший советским торгпредом в Польше, он пришёл в ужас: все выделенные деньги были похищены со счетов.

В итоге на базе филиала "Аркоса" была образована новая компания "Амторг" (Amtorg Trading Corporation), которой были делегированы монопольные права на торговлю между СССР и США.

Первым председателем "Амторга" стал Эфраим Склянский — бывший студент-медик Киевского университета, ставший в 26 лет заместителем председателя Реввоенсовета, то есть самого товарища Троцкого. После того как весной 1924 года началась война между Сталиным и Троцким, своего поста в Реввоенсовете лишился и Склянский, который быстро выхлопотал себе тёплое местечко в США.





Эфраим Склянский. Фото: © wikipedia.org

Эфраим Склянский. Фото: © wikipedia.org




Однако он недолго наслаждался шикарным офисом на Манхэттене — в августе 1925 года Склянский утонул в озере Лонглейк на севере штата Нью-Йорк, отправившись вместе с товарищем Хургиным на рыбалку. Погибли оба. Официальная версия — утонули в подпитии, хотя бывший секретарь Сталина Борис Бажанов много лет спустя признался, что оба чиновника были убиты по приказу Сталина.

Следующим директором компании стал Арон Шейнман, бывший председатель Госбанка СССР и приближённый Красина. При Шейнмане "Амторг" добился впечатляющих результатов, за год увеличив торговый оборот в сто раз — до 50 миллионов долларов.

Одним из секретов успеха новой компании стали демпинговые цены, ведь СССР, стремясь захватить рынок леса-кругляка или льна, часто продавал свою продукцию ниже мировых цен. Газета Chicago Tribune писала: "Советская угроза не ограничивается демпингом на лес и лён. Демпинг может перекинуться на другие отрасли промышленности... При русской системе можно игнорировать различные статьи расхода, которые приходится принимать во внимание, когда речь идёт об обычных производителях".

В итоге американские конгрессмены ввели новые санкции против экспорта из СССР угля, асбеста и древесины — дескать, эти товары дешевле американских только потому, что в СССР на лесоповалах применяется бесплатный рабский труд.

Санкции практически никак не повлияли на деятельность "Амторга". Ведь добрую половину служащих компании составляли агенты Иностранного отдела НКВД СССР и Разведупра РККА, которых интересовали вовсе не вопросы торговли, а закупка образцов новейшего оружия.

Американский мирный трактор

Начинали советские разведчики с техники двойного назначения. Так, в 1929 году специалисты "Амторга" заключили контракт с самим Генри Фордом, по которому советская сторона получала от "Форд мотор компании" техническую помощь при запуске нового завода "Форд" под Нижним Новгородом. Именно на этом заводе и собирались грузовики "Форд-АА", которые после переименования в 1932 году завода в Горьковский автомобильный были переименованы в ГАЗ-АА. Это и есть те самые легендарные "полуторки", основной транспорт Великой Отечественной войны.





ГАЗ-АА. Фото: © wikipedia

ГАЗ-АА. Фото: © wikipedia




Также в США был закуплен быстроходный трактор "Мармон-Херингтон" с автомобильным двигателем "Форд V-8" — на его базе в СССР был создан лёгкий артиллерийский тягач Т-20 "Комсомолец", который вскоре вошёл в состав каждой артиллерийской батареи Красной армии.

Но самая впечатляющая история связана с покупкой американского танка M1936, разработанного конструктором Джорджем Уолтером Кристи.

Чтобы обойти законы о санкциях, компания "Кристи" продала "Амторгу" два танка под видом сельскохозяйственных тракторов — с танков были сняты башни с вооружением. Но американские пушки вовсе не интересовали советских конструкторов — "изюминкой" танка М1936 была его "свечная" подвеска, превращавшая тихоходную боевую технику того времени в скоростные боевые машины. Танк Кристи имел скорость на гусеничном ходу свыше 50 км/ч, а если его поставить на колёса, то он мог выжимать по шоссе и все 75 км/ч — то есть как приличные автомобили того времени. На базе этого танка в производство вышел танк БТ-2.

Уже 7 ноября 1931 года три первых танка БТ-2 прошли на параде по Красной площади.

Точно таким же образом — под видом старой сельскохозяйственной техники — сотрудники "Аркос" вывезли в СССР и образцы английского "Виккерс Mk E", который был переделан в советский танк Т-26 — самый массовый танк Красной армии до начала Великой Отечественной войны.

Затем настала очередь авиастроения. И здесь "Амторг" заключил грандиозные контракты, закупая военные самолёты якобы для нужд первой советской авиапассажирской компании "Аэрофлот", созданной как раз в 1932 году.

Например, "Амторг" под видом почтового самолёта привёз в СССР двухместный бомбардировщик "Валти V-11", который в СССР стал известен как БШ-1 (бомбардировщик-штурмовик).

"Амторг" приобрёл и пассажирские V-1A. На одном из этих самолётов лётчики Сигизмунд Леваневский и Виктор Левченко в августе 1936 года перелетели из Лос-Анджелеса в Москву.

Также в начале 30-х в Москву прибыл ещё один американский самолёт — двухместный разведчик "Нортроп-2Е".





Танка БТ-2. Фото: © wikipedia

Танк БТ-2. Фото: © wikipedia




Разумеется, в Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности, действовавшей в стране с 1918 года, были встревожены, когда в советских газетах стали появляться фотографии новейших американских самолётов, невесть как попавших в СССР. В итоге все сделки с авиационной техникой были поставлены на строгий учёт.

Но тогда советские разведчики пошли по проторённой дороге — они создавали несколько американских фирм-"прокладок", которые продавали друг другу самолёты таким образом, что в тот момент, когда океанский пароход с американскими бомбардировщиками входил в советский порт, часть фирм-"прокладок" уже были ликвидированы. Примерно по такой схеме — через подставные фирмы "Норт Истерн" и "Экселло" — "Амторг" купил 18 новейших самолётов Douglas DC-3, которые в СССР стали выпускаться под "брендом" Ли-2.

Старый "новый курс"

В 1933 году — на волне Великой депрессии — новым президентом США был избран Франклин Делано Рузвельт, который предложил американцам "новый курс".

Суть политики Рузвельта была проста: вместо того чтобы готовиться к войне с Британией за сферы влияния, нужно стать союзниками Британской империи, тихой сапой замещая британское влияние на американское. Короче, чтобы стать мировой сверхдержавой, США решили аккуратно "подсидеть" прежнее мировое начальство.

Также Рузвельт был сторонником возобновления нормальной торговли с СССР. Логика была проста: Советскому Союзу нужны американские станки, а производство станков даёт новые рабочие места американцам.

В итоге дипломатические отношения СССР и США были восстановлены, многие торговые санкции были отменены, и компания "Амторг" стала легально действовать от имени советского правительства, наделившего компанию монопольными правами. Так, во второй половине 30-х годов доля "Амторга" в общем объёме торговли между США и СССР составила 53%, доля Всероссийского текстильного синдиката — 35%, остальное же делили между собой Центросоюз и Сельхозсоюз.

Также президент Рузвельт отменил и часть санкционных законов, запрещавших продавать СССР новейшие образцы вооружений. И вскоре США стали официально продавать СССР лицензии на производство авиатехники — например, самолётов-амфибий РВУ-1 и "Мартин-156 Клипер". Более того, в американские конструкторские бюро прибыли на стажировку многие советские авиаконструкторы, включая прославленных Владимира Мясищева и Андрея Туполева.

(М1: Это ложь - Туполев был главой делегации по закупке авиатехники. Вообще, конспирология Амторга и его исключительность сильно преувеличена - тот же Туполев заключал договоры и вел дела вне этой структуры. За что потом и пострадал, угодив до 41-го в шарашку своего имени. Впрочем, причина в тяжелейшем характере Ту).

Но всё изменилось, как только речь зашла о сотрудничестве в военно-морской области.





Франклин Делано Рузвельт. Фото: © wikimedia

Франклин Делано Рузвельт. Фото: © wikimedia


Tags: СССР, история, любопытно, промышленность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments