veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

О памяти и памятниках - и до Екатеринбурга дотянулся "проклятый долгоносик" (история в фотографиях)

Оригинал взят у mikle1 в О памяти и памятниках - и до Екатеринбурга дотянулся "проклятый долгоносик" (история в фотографиях)
Можно лишь приветствовать рост познаний "наших западных партнеров" о России. К традиционным 3в1 (медведь-водка-матрешка), обязательно с автоматом Калашникова, прибавились глубокие познания о Екатеринбурге, столице Урала.
При этом наблюдается глубокое погружение в тему, с привнесением передового американского опыта. Оказывается, "В отличие от США, в России нет кампании по удалению «неправильных» памятников, что приводит к противоречиям". В США, пишет Андреас Рюш в немецком издании Neue Zürcher Zeitung, население с восторгом и энтузиазмом разрушает памятники проклятого рабского прошлого своей страны.
https://img.nzz.ch/S=W560/O=75/http://nzz-img.s3.amazonaws.com/2017/9/4/e44f5775-cd6e-4908-861f-6dfbb02534fc.jpeg
Русские же, поднаторевшие в прошлом на этом поприще, почему-то не следуют опыту передовых стран мира. И в результате наблюдается противоречие в оценках собственного прошлого различных людей. Что с точки зрения немца, краеугольным камнем в сознании которого лежит оrdnung (порядок) ненормально. Правда южная соседка России в качестве примера не приводится. Наверное потому, что установление там единомыслия в отношении языка истории, памятников и образа мыслей привело в итоге к гражданской войне.

Но все равно - "орднунг" превыше всего! И "бригады могли бы работать в течение многих лет, удаляя свидетельства истории, от памятников Ленину до советских названий улиц... Отсутствует социальный консенсус", - сетует немец. Мне одному кажется, что между строк немецкого автора выглядывает рожа в каске то ли вермахта, то ли полка "Азов"?
Не буду гадать. В качестве примера, иллюстрирующего неподобающее разномыслие, Neue Zürcher Zeitung приводит пример "внешнего вида некоторых российский городов, отлично иллюстрирующих разобщённость общества" и наличие в оных "несовместимых вещей, которые продолжают сосуществовать друг с другом".

И лучшей иллюстрацией этого безобразия является Екатеринбург. Город, в котором скоро сто лет как расстреляли не кого-нибудь - царя. ЦАРЯ! Тут автор статьи допускает ляп, написав, дословно: "последнего русского царя".

Так и хочется возразить: "А как же Путин?" Ведь Запад вообще, и немцы в частности, не перестают нас попрекать наличием Царя Путина на троне имперской России. Забывая при этом о своей любимой фрау Меркель, 12 лет безвылазно сидящей на германском престоле и претендующей еще на 4 года. Но бог с ней, пусть сидит, раз уж немцам больше нравится нянчиться с миллионами мигрантов, вырывающими у них свиные колбаски изо рта.

В Екатеринбурге всё не так - красивую церквушку в честь "невинно убиенного" поставили, а улицу, которая к ней ведёт, не переименовали. И она "до сих пор носит имя цареубийцы" - малограмотные жители не позволили поменять название на политкорректное. Здесь автор демонстрирует неважное знание нашей истории - Ленин планировал перевезти царя в Москву и судить. Впрочем, речь не о толковании нашей истории. И уж, тем более, не в оправдании большевиков, кто бы не принял преступное решение о расстреле семьи.

Вернемся к глубоким (хоть огурцы соли) познаниям немцев о Екатеринбурге. Оказывается, на центральной площади города до сих пор стоит памятник Владимиру Ильичу.


Стоит, невзирая на то, что в Екатеринбурге богатейший опыт по сносу монументов. Ведь на этом самом месте задолго до революции установили памятник в честь императора Александра II.

Разумеется, после прихода к власти большевики памятник уничтожили. Кстати, чем им помешал славный император, отменивший крепостное право и прозванный Освободителем? Неужели за продажу Аляски?

Но вернёмся к памятникам. Оказывается, и это знает Neue Zürcher Zeitung, место императора заняла "Статуя Свободы", установленная уже в мае 1918 года. Статуя была невзрачной и представляла собой стоящую на шаре женщину в короне, в руке над головой у неё факел. Очевидное подобие статуи американской. Кто был автором скульптуры – неизвестно.


Но простояла она недолго и на её месте установили "мраморную фигуру голого мужчины в полный рост". Памятник "Обнажённому труду".

Вот тут прокол. Ошибся немец. Попробую восполнить пробел в истории смены памятников.

Во-первых, вместе со статуей Свободы поставили мемориал в память о погибших революционерах с надписью "Спите, орлы боевые".


Фото сделано 31 января 1918 года. На площади возле пустого постамента закопали тела красногвардейцев, погибших в сражении с армией атамана Дутова, и устроили торжественный митинг.

 А во-вторых, большевики не имели никакого отношения к сносу "Свободы". В июле 1918 года в город вошли белые и отряды Чехословацкого легиона, которые  статую и снесли.

В начале 1920 года на пустом месте  уже большевики установили голову Карла Маркса. Не настоящую, разумеется.


Вот "бюст" Карлу Марксу за его действительно неприглядный вид, быстро (в мае того же года) сменил памятник Ваньке голому (так ее прозвали горожане). Человеку новой эпохи - эпохе освобожденного труда.


Освобожденный труд на месте царя-освободителя - это было символично. Возможно, свою роль сыграл период, когда большевики проводили сексуальную революцию, а комсомольцы - акции под лозунгом "Долой стыд!"

Но и эта эпоха быстро канула в Лету и  в 1926 году памятник демонтировали. И после недолгого хранения в запасниках краеведческого музея символично ... утопили в городском пруду.

Постамент без изваяний простоял пустым до 1930 года, когда его взорвали вместе с Кафедральным собором.
После этого история памятника Александру Второму и постаменту заканчивается. На месте, где сегодня мы видим памятник Ленину, а это противоположная часть площади, возвели гранитную трибуну, с которой вожди города принимали парады и толкали речи.

фото трибуны


Перед войной планировали установить на этом месте памятник двум вождям сразу - Ленину и Сталину, но не успели создать эпохальную скульптурную композицию и она осталась лишь в эскизах:



И только после войны, в 1948 году, на этом месте поставили памятник Сталину. Как раз об этом упоминается уже в статье Zürcher Zeitung. Правда умалчивается о том, что после победы в Великой Отечественной консенсус по поводу памятника наверняка был полным.


Что интересно, на сохранившихся фотографиях видно, что памятник переделывали:



Памятник Сталину простоял  до смерти вождя. Вскоре после   его убрали, установив портреты Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. В 1956 году (  остался один Ленин, а 5 ноября 1957 года, к 40-летию Революции, открыли памятник Ленину. Эта 7-метровая фигура на трибуне из тёмно-серого полированного гранита стоит в центре Екатеринбурга и сегодня.

О чём с укоризной пишет немец: "С тех пор городские власти так и не смогли подобрать какую-нибудь более подходящую альтернативу. Как-никак сильное присутствие Ленина в стране, которая официально отреклась от коммунизма, заставляет задуматься".

И не то чтобы это было плохо - думать и немцу хорошо-здорово. Но всяко однобоко описывают проблему немецкие "эксперты".  И вопрос-предложение Рюша не звучит иронично: "Вполне возможно, что в памятниках будет найдено широко принятое решение. Как, например, было бы просто сделать аллегории для богини политической корректности, желательно в расовой и гендерной нейтральности?"

Может это намек на реалии современной Германии? В которой скоро появятся памятники белокурой бестии с характерной бородой и томиком Корана в руках? Попирающего ногой визжащую свинью с кружкой пива в одной лапе и связкой баварских сосисок в пасти?

Михаил Онуфриенко, специально для НАСПРАВДИ



Tags: Европа, Екатеринбург, Россия, СССР, Урал, Фотоподборки, Швейцария, война с историей, декоммунизация, инопресса, история, мнения, памятники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments