veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Крест — нельзя, а "это" — можно: европейские монументы на грани и за гранью

Памятник в честь Папы Римского Иоанна Павла II работы Зураба Церетели в городе Плоэрмеле, Франция
Памятников в городах Европы становится все больше. Хороших и, главное, разных. И чуть ли не каждый из них оскорбляет чьи-то чувства — ну такая теперь тема. В смысле тренд. Впрочем, если глянуть на некоторые монументы, чувства и впрямь бурлят.

Эвакуировать в Польшу памятник папе Иоанну Павлу II из французского городка Плоэрмель. Именно так настроена польский премьер-министр Беата Шидло после принятого Госсоветом Франции решения снять с памятника крест.

Поляки демонстрируют единство в отношении к римскому папе, бывшему их соотечественником, французы тоже по-своему отстаивают его заслуженное право на крест. С ними солидарны и российские граждане, не последние в этом ряду, так как у памятника есть автор, с мнением которого пока считаются, — Зураб Церетели.

В самом деле — папе папово. Однако не все так просто. Во всяком случае, во Франции. Тамошние власти крепко поставили палец на букву закона от 1905 года, по которому Церковь отделена от государства: мол, незачем в общественных пространствах демонстрировать религиозные символы. Как же повели себя простые французы? В большинстве своем — присоединились к акции с хэштегом #MontreTaCroix ("Покажи свой крест") и засыпали соцсети снимками крестов, стоящих по всей Пятой республике.


Есть и прямо отчаянные реплики, связанные с "наводнившими" Францию мусульманами: "Те, кто поддерживает отказ от креста, — машины для создания экстремистов". И, конечно, есть комментарии с напоминанием о христианских корнях Европы и страхом перестать быть европейцами по верованиям…

Угомонитесь, активные граждане Франции, берите пример с толерантных итальянцев — посмотрите дальше своего крохотного Плоэрмеля, на Флоренцию, например. Во Флоренции установили не то чтобы памятник труду ассенизаторов, а так просто гору фекалий "под бронзу". Навалили от души, смачно, в два человеческих роста — есть размах, чувствуется сила выделения, то есть выражения. Художественного, разумеется. Сразу видно, трудился человек с пониманием формы и, конечно, знанием дела: ваял с натуры, которую не в лаборатории для сдачи анализов искал, а сам производил. Так вот. Где же поставили это фекальное изваяние? На одной из самых знаменитых площадей мира — флорентийской Синьории. Так сказать, в шаговой доступности от Микеланджело. И граждане Флоренции не возмущаются, они, наверное, все философы. Поди, думают: ну что ж, никакому человеку ничто человеческое не чуждо. Даже Микеланджело. Их удивило бы видео в "Фейсбуке" на личной страничке Андрея Кончаловского

Засняв "скульптурку", известный режиссер (не будучи флорентийцем!) почувствовал себя "оскорбленным до глубины души" тем, "что "это" стоит на площади, где когда-то царствовал Микеланджело. Теперь же царствует вот такое вот г…но". Утешает одно: "оно" экспонировалось временно, видимо, на прошедшей в октябре XI Флорентийской биеннале. Но не просто так родился афоризм: "Ничего не бывает более постоянным, чем временное". Особенно если речь идет об "остроактуальных тенденциях" — в искусстве ли, в политической ли жизни… 

Автор Ольга Бугрова, радио Sputnik


https://ria.ru/accents/20171106/1507937733.html
Tags: #montretacroix, Европа, Италия, Франция, видео, деградация, дехристианизация, культура, памятники, постмодерн, символизм, христиане
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments