veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

В обход Суэцкого канала. Россия превратит Каспий в магистраль до Индии

Морской порт в городе Астрахань. Архивное фото
В субботу премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним до 2030 года. Соответствующий документ опубликован 11 ноября на сайте кабинета министров Российской Федерации.

О чем, собственно, речь

В пояснительной записке к распоряжению премьер-министра отмечается, что главными целями данной стратегии являются укрепление экономического и геополитического присутствия России в Каспийском море, расширение экономических связей со странами бассейна, а также "создание условий для развития данного региона Российской Федерации с помощью увеличения грузопотоков международной торговли". По сути, это развитие истории с российской составляющей трансиранского "транспортного коридора" "Север — Юг" от Санкт-Петербурга до индийского Мумбаи (в девичестве — Бомбей, крупнейший индийский порт, если кто не в курсе).

Это и часть "мозаики", способной перевернуть всю картинку международной логистики и торговли, в том числе и их морской составляющей.

Если смотреть на происходящее с точки зрения географии и экономики, то все нынешние глобальные проекты на евразийской территории — от "китайского" Пояса шелкового пути до Северного морского пути — имеют одну очень простую и в то же время чудовищную по своей циклопической сложности задачу.

А именно: глобальное перераспределение "торговых путей" европейской и азиатской логистики и выведение их из-под контроля "морских" торговых цивилизаций англосаксонского мира.

Судите сами.

Сейчас вся трансъевроазиатская торговля идет кружным, но куда более дешевым путем через Суэцкий канал.

И в ключевых транспортных узлах весьма жестко контролируется.

Причем контроль осуществляется с одного небольшого острова около ЕС и с материка, не имеющего никакого отношения ни к Европе, ни к Азии.

Финансовый центр — славный постколониальный Лондон.

"Силовая и политическая" поддержка плюс валютное регулирование — не менее славный город Вашингтон.

И именно в этом и есть суть российско-китайского логистического проекта: и мы, и китайские товарищи просто поняли, что конкурировать с "традиционными" транспортными маршрутами мы, увы, не в состоянии. "Геополитические соперники" тоже не идиоты. И мы вряд ли даже совместно сумеем в краткосрочной исторической перспективе нарастить необходимое количество отличных ударных авианосных групп, сравнимых с американскими.

И уж тем более вряд ли сможем установить для развития своей морской торговли необходимый контроль над проливами и другими стратегически важными инфраструктурными объектами.

Ну и смысл тогда упираться, конкурировать с ними на их "исконной территории"?

Есть Северный морской путь, который банально проходит через территориальные воды Российской Федерации.

Есть трансъевразийский железнодорожный маршрут. Есть "коридор пояса Шелкового пути". И глупо было бы не приплюсовать сюда еще и российско-иранский "коридор "Север — Юг".

Конечный пункт на российской территории международного транспортного коридора "Север-Юг" - порт Оля Астраханской области

Да, это, безусловно, игра в долгую.

К тому же никто не претендует на установление новой гегемонии: региональный контроль, не более того. Китай вообще по природе своей терпелив, да и нам в сложившейся ситуации торопиться особо некуда.

Вот, в принципе, и все.

Ну а внезапным плюсом — еще и дополнительные бонусы и прочие, пардон, ништяки.

"Реализация стратегии и выполнение ее показателей позволит к 2030 году обеспечить объемы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до семи миллионов тонн. Объемы грузопотока по прочим сухим грузам — до семи миллионов тонн. Привлечь российский туристический поток в Каспийский регион — до 30 тысяч человек в год; создать более двух тысяч новых рабочих мест", — указано в подписанном российским премьером документе.

Немного, казалось бы. Но инвестиции покроет — а главное, это все только начало. "Большая игра" началась не в этом веке и вряд ли в нем закончится.

И чтобы понять, насколько Россия со своими партнерами на материке уже перерисовала карту мира, достаточно обратиться к примеру любимой отечественным читателем Украины.

Украина, конечно, для нас очень важна: люди там не чужие, и мы следили, следим и будем следить за происходящим. Но экономические процессы, происходящие на этой несчастной территории, носят теперь уже исключительно локальный характер.

Ибо из всех схем глобальных транспортных потоков Украина — когда-то бывшая крупнейшим логистическим узлом СССР, имевшая самую протяженную в Советском Союзе сеть железных и автомобильных дорог и едва ли не самую обустроенную портовую инфраструктуру, — уже по факту исключена. Причем не столько "злыми русскими", сколько их вполне прагматичными соседями — как на востоке, так и на западе.

Потому что "южный коридор" пояса Шелкового пути проходит через Среднюю Азию и Казахстан, далее разделяясь на три направления: Каспий, Иран и Оренбург. С "северным сухопутным" еще проще: модернизированный БАМ, Транссиб, далее — объединение с Оренбургской веткой и на север, через Беларусь и Польшу в Германию или в Балтийские порты.

Коридор "Юг — Север" тоже в общем расписан: Мумбаи — Иран — Азербайджан, далее — Российская Федерация вплоть до города Санкт-Петербурга. И все, естественно, мимо недоговороспособной территории.

И ее газотранспортные потоки, о которых сейчас все так шумят, — это только небольшая вишенка на торте. Мир ведь куда больше.


https://ria.ru/analytics/20171113/1508694590.html


Tags: Азия, Британия, Россия, Шёлковый Путь, англосаксы, будущее, конкуренция, развитие, стратегия, транспорт, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments