veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

«Киборги»: Донецкий аэропорт как символ бессмысленности войны



Украинские государственные чиновники и представители СМИ раскручивают тему нового фильма «Киборги». На его съемку выделили миллионы бюджетных денег, а в продвижении ленты беззастенчиво задействовали административный ресурс. На «Киборгов» организованно водят школьников и студентов, а глава Госкино свободовец Филипп Ильенко ведет учет непатриотических кинотеатров, где не стали показывать кино о бойцах АТО. В их адрес уже поступают угрозы. «Где патриотическая молодежь? Они знают, что делать в таких случаях», — грозно пишет блогер Валентина Кушнирук. Судя по всему, она хочет напомнить о судьбе киевского кинотеатра «Жовтень», памятника архитектуры конструктивизма, который был сожжен националистами за демонстрацию идеологически неправильного кино.




Однако, просмотр картины оставляет впечатление, что ее сюжет странным образом провисает в воздухе. Вы можете посмотреть «Киборгов» несколько раз, но так и не поймете, почему и ради чего шли кровавые затяжные бои за бетонные руины аэропорта? И эти умолчания вовсе не случайны — потому что неумолимая логика реальных фактов никак не сочетается с героической сюжетной историей фильма.

К примеру, разве можно было честно сказать о том, что согласно условиям Минска, территория, где находится ДАП, должна была мирно отойти под контроль ДНР? Причем, об этом рассказывает не кремлевская пропаганда, а благонамеренные украинские патриотические журналисты.

«Приложение к Минскому меморандуму до сих пор оставалось неопубликованным, поскольку оно могло бы вызвать неудобные вопросы. На карте линии соприкосновения в Донбассе, которая содержится в минском Меморандуме, четко видно, что Донецкий аэропорт находится восточнее согласованной «минской» линии, т.е. на территории, которая должна отойти сепаратистам. Об этом свидетельствует попавшее в распоряжении ZN.UA «Приложение: линия соприкосновения сторон с привязкой к местности» к минскому Меморандуму, содержащее в себе таблицу с перечислением населенных пунктов, через которые должна проходить линия соприкосновения, а также их точные географические координаты. Как пояснил ZN.UA один из источников, по замыслу минских договоренностей аэропорт должен был отойти сепаратистам в результате выполнения взаимных обязательств: боевики также должны были передать под украинский контроль ряд населенных пунктов. «Это сложный политический вопрос», — не под запись, говорят на Банковой» — писала еще в январе 2015 года газета «Зеркало недели», публикуя в подтверждение своих слов полный текст этого приложения.

Вопрос был действительно сложный — ведь после начала боев за ДАП официальный Киев не очень хотел признавать, что его представители собственноручно санкционировали сдачу территории аэропорта. Не факт, что тут имело место какая-то хитрая «зрада». Возможно, это было сделано потому, что командование ВСУ не видело смысла удерживать разрушенный авиатерминал с непригодной к использованию «взлеткой». Или не верило в то, что бои за аэропорт могут увенчаться успехом — с учетом реального соотношения сил в этом участке фронта.

И действительно — сегодня мы знаем, схватка за ДАП завершилось отступлением оборонявших его украинских солдат и националистических добровольцев — с фарсом, когда они вынуждены были покидать аэропорт через позиции своего противника, при посредничестве наблюдателей ОБСЕ. Кровавая мясорубка, которая стоила жизни сотням людей, по сути, закончилась фиксацией согласованных в Минске договоренностей. Она не дала армии никаких практических преимуществ или побед, ничего принципиально не изменив в итоговой расстановке сил — как повторение Верденской битвы, где люди бессмысленно и тупо уничтожали друг друга, постепенно теряя смысл этой бесконечной войны за кусок выжженной земли.

Конечно, нам скажут, что это было нужно для раздувания героической пропаганды, путем создания образа непобедимых воинов — нового издания старого патриотического мифа про бой возле Крут, или истории про защищавших Фермопилы спартанцев. Защитников ДАП поначалу сравнивали именно со спартанцами — но это выглядело несколько двусмысленным, поскольку им напрямую противостоял батальон «Спарта» во главе с Мотороллой. И вскоре для них подыскали новое, более свежее и современное название — «Киборги». Тем более, что развалины ангаров и терминалов чем-то напоминали постапокалиптические кадры из блокбастеров с участием Арнольда Шварценеггера.

Увы — все те, кто с таким пафосом писал об этих боях, почему-то не вспоминали, что еще несколько месяцев назад на месте живописных руин располагался самый современный и европейский аэропорт Украины, который открылся к проведению Евро-2012. А значит, судьба разрушенного до основания комплекса имеет еще одно, особое измерение — она служит зримым свидетельством преступной нелепости и бессмысленности всей этой войны. Сколько бы не трубили пропагандистские горны, понятно, что она ведет к разрушению страны, деградации ее человеческих, материальных и культурных ресурсов. А героические фильмы с бесконечными умолчаниями правды о произошедших событиях вряд ли являются приемлемой ценой за жизни убитых людей, уничтоженные здания и инфраструктуру, закрытые заводы и упавшую ниже плинтуса экономику. Тем более, что они призваны воспеть весь этот кошмар, способствуя его бесконечному продолжению — во имя «высших интересов нации», которые почему-то в корне противоречат интересам ее представителей — не киношных «киборгов», а реальных живых людей, которые страдают и умирают.

Однажды об этом снимут совсем другие, правдивые фильмы.
Андрей Манчук
Политикус




Tags: Донбасс, Украина, война, националисты, пропаганда, символизм, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments