veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

«Полярный Шелковый путь». Китай заинтересовался русским Севморпутём


Китай обратил внимание на уникальную возможность, которую давно предлагает ему Россия – транспортировку товаров через Северный морской путь. Пекин выступил с инициативой развития так называемого Полярного Шелкового пути, и это явно стало ответом на соответствующее предложение Владимира Путина. Что даст данный проект и Москве, и Пекину?

Китай официально объявил о намерении развивать инициативу «Полярный Шелковый путь» в Арктике, создавая морские торговые пути и укрепляя торговые отношения с разными странами региона. Пресс-канцелярия Госсовета КНР обнародовала в пятницу первую Белую книгу об арктической политике Китая, в которой говорится, что Пекин является важной заинтересованной стороной в делах Арктики.

Китай не имеет территорий в Арктике, но Госсовет отмечает его «географическую близость» к полярным областям. «Полярный Шелковый путь» будет частью более широкой китайской программы «Пояс и путь».

Как говорится в Белой книге, Китай намерен совместно с другими арктическими государствами создать морской экономический коридор между Китаем и Европой через Северный Ледовитый океан. Пекин готов поощрять китайские предприятия за участие в развитии инфраструктуры для этих путей и совершении коммерческих плаваний. Особое внимание будет уделено обеспечению безопасности морской навигации в Арктике. Китай уже принимает участие в исследовании таких путей, в частности гидрографической работе, а также в научных исследованиях Арктики.

Вместе с арктическими государствами Китай намерен развивать добычу нефти, газа, минеральных ресурсов и неископаемых видов топлива, а также развивать рыболовство и туризм.

Главным партнером Китая в этом деле, безусловно, станет Россия, которая активно развивает Северный морской путь (СМП). Скорее всего, именно успехи Севморпути и вдохновили Пекин на создание «Полярного Шелкового пути». В декабре прошлого года Владимир Путин сам предложил Китаю вместе сделать Северный морской путь Шелковым.

«Возможность лежала на поверхности, а Китай берется за любые возможности, которые считает экономически перспективными. Китай посмотрел на успехи России, оценил потенциал Севморпути и создал концепцию собственного участия в освоении этого пространства»,

– говорит первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.

Еще в 2016 году благодаря строящемуся заводу «Ямал СПГ» и Новопортовскому месторождению грузоперевозки по Севморпути выросли до 7,5 млн тонн и впервые превысили объемы перевозок советского периода. Однако в прошлом году и этот рекорд был побит. В 2017 году по СМП было перевезено 10,7 млн тонн грузов. Росморречфлот прогнозирует, что через три года к 2020 году объем перевозок грузов по СМП вырастет до 44 млн тонн, а к 2030 году – до 70 млн тонн. Основные перевозки, конечно, будут связаны с энергоресурсами (СПГ, нефть, уголь и металлы). Большое значение для роста грузооборота имеет запуск завода «Ямал СПГ», где уже в декабре 2017 года из порта Сабетта танкерами-газовозами отправили пять партий СПГ.

Главное преимущество СМП – серьезное сокращение времени транспортировки грузов по сравнению с южными маршрутами, через Суэцкий или Панамский каналы.

В целом этот путь является крайне привлекательным для КНР. Ведь Китай – один из крупнейших игроков в сфере внешней торговли и крупнейший потребитель энергоресурсов. Поэтому использование морских путей и природных ресурсов Арктики может оказать огромное влияние на энергетическую стратегию и экономическое развитие Китая. Северный морской путь позволит Китаю быстрее доставлять грузы в Европу морем, сократить путь на 20–30%, а также сэкономить на топливе и кадровых ресурсах. Учитывая, что 90% китайских товаров доставляется именно по морю, развитие арктического Шелкового пути сулит Пекину серьезную экономию и рост прибыли.

Сейчас дорога из северных портов КНР в Роттердам через Суэцкий канал занимает 48 дней. А вот российский арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери», например, добрался из Норвегии в Южную Корею всего за 15 суток, то есть в три раза быстрее.

Среди китайских грузовых судов первым Северный морской путь еще в 2013 году освоил китайский корабль Yong Sheng, принадлежащий китайской транспортной компании Cosco Shipping. Этот контейнеровоз стал первым совершившим путешествие из Китая в Европу не через Суэцкий канал, а по СМП. Он вышел из порта Далянь и прошел через Берингов пролив за 30 дней, что на две с половиной недели меньше, чем традиционный путь в 48 дней через Суэцкий канал и Средиземное море. Это неудивительно, ведь протяженность СМП 15 000 км, что на 4444 км меньше, чем путь из Шанхая в Роттердам через Суэцкий канал. Ко всему прочему, китайцы сэкономили тогда 820 тыс. долларов на перевозке груза.

А, например, торговое судно «Тяньцзянь» прошло по Севморпути в город Эсбьерг в Дании, сэкономив по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал около 15 дней и 383 т топлива, передавало китайское издание «Жэньминь жибао» со ссылкой на расчеты Cosco. В прошлом году китайцы впервые опробовали еще один новый путь. Китайский ледокол Xue Long прошел по Северо-Западному проходу в Арктике, преодолев путь из Азии в Северную Америку в рекордно короткие сроки. В целом летом 2017 года по СМП прошли уже шесть китайских судов.

А в сентябре китайское исследовательское судно Xue Long впервые осуществило рейс Северо-Западным проходом вдоль северного побережья Канады, сократив время в пути из Нью-Йорка в Шанхай на семь суток по сравнению с маршрутом через Панамский канал.

Росту грузопотока также помогает климат. На фоне потепления в арктических водах становится меньше льда, что удлиняет и удешевляет судоходство.

«Китай, естественно, преследует свои интересы и пытается сэкономить на перевозках, поэтому объемы перевозок китайцев по СМП растут. Некоторые даже видят угрозу в такой экспансии. Теоретически возможны конфликты в будущем при существенном таянии льдов, а также росте военных амбиций Китая. Но на данный момент эти угрозы преувеличены», – считает Андриевский.

«Намного важнее то, что Китай будет инвестировать в развитие СМП. Это крупный партнер России, которому нужна торговля, транзит, полезные ископаемые. Наиболее здравомыслящий вариант для России сегодня – это сотрудничество с Китаем по развитию СМП, Арктики и собственных технологий, чем Россия и занимается», – добавляет он.

Китай сегодня активно сотрудничает с Южной Кореей, которая строит для него ледовые танкеры и готова построить даже ледокол. И невозможность России на данный момент стать конкурентом Кореи в строительстве судов для Арктики является главным современным вызовом для нашей страны, считает Андриевский.

«России необходимо развивать собственные производственные мощности по производству судов и танкеров ледового класса. Интерес к СМП будет только расти, значит, будет увеличиваться и интерес к подобной технике», – говорит он. Стоит, правда, заметить, что ровно для этого – создания судов ледового класса для работы на СМП – Россия строит в Приморском крае огромную судоверфь «Звезда».

Для России важны не только китайские грузы через Севморпуть, которые обеспечат его загрузку. Желание азиатских партнеров вкладывать огромные средства в развитие навигации и инфраструктуры довольно непростого пути – это огромный плюс. Совместное раскрытие потенциала СМП как важной части Шелкового пути станет отличным драйвером развития российской экономики, уверен собеседник.

https://vz.ru/economy/2018/1/26/905387.html
Tags: Арктика, Китай, Россия, будущее, развитие, сотрудничество, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments