veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Почему Украина намерена передать контроль над своей газотранспортной системой европейцам


Киев намерен в апреле этого года передать свою газотранспортную систему (ГТС) в управление европейским компаниям. Об этом на заседании Украинского энергетического форума заявил вице-премьер правительства Владимир Кистион. По мнению экспертов, таким образом власти пытаются решить две задачи: модернизировать за чужой счёт ГТС и добиться продления контракта с «Газпромом». Договор, заключённый на поставку голубого топлива в ЕС через собственную территорию, истекает в 2019 году. Готовы ли европейцы инвестировать в украинскую ГТС , выяснял RT.



Украина собирается передать свою газотранспортную систему в управление европейским компаниям. В марте правительство намерено согласовать с потенциальными партнёрами условия конкурсного отбора.

«Мы планируем завершить консультации (с европейскими компаниями. — RT) до 15 марта. Дальше совместно с партнёрами проработаем предложения к конкурсным условиям и в начале апреля будем запускать. Будет принято правительственное решение», — заявил 27 февраля вице-премьер кабмина Владимир Кистион на заседании Украинского энергетического форума.

По словам главы правления НАК «Нафтогаза» Андрея Коболева, кабмин отстранил компанию от процесса переговоров о дальнейшей судьбе ГТС.

«На сегодня «Нафтогаз Украины» исключён из процесса переговоров с иностранными партнёрами. Мы не принимаем в этом участие. Сейчас это прерогатива правительства», — заявил Коболев в январе украинским СМИ.


Труба в Европу

Украинская газотранспортная система была построена в советское время, она включает в себя магистральные газопроводы протяжённостью 37,6 тыс. км и 71 компрессорную станцию. Её пропускная способность на границе с Россией составляет 288 млрд куб. м в год, а со странами ЕС — 142,5 млрд куб. м в год. За четверть века независимости Украина не проводила модернизацию ГТС.

Последняя оценка состояния ГТС была сделана в 2011 году британской компанией Mott MacDonald. По мнению экспертов, на ремонт ГТС потребуется около $4,8 млрд. Почти 70% газопровода нуждается в замене. Изношено 85% оборудования и 62% скважин.

Разговоры о «внешнем управлении» трубой ведутся с 2002 года. Однако никаких конкретных шагов предпринято не было.

«Газпром» неоднократно предлагал Украине взять в аренду газотранспортную систему и готов был вкладывать средства в её модернизацию, отметил в беседе с RT заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев.

«Но условия украинской стороны оказались неприемлемыми, поэтому от этой идеи пришлось отказаться», — подчеркнул эксперт.

В частности, украинская сторона так и не смогла определиться с оценкой стоимости своей ГТС. Сумма колебалась от $5 млрд до $20 млрд, отмечают эксперты.

В 2012—2013 годах президент Украины Виктор Янукович предлагал создать консорциум для управления украинской газотранспортной системой при обязательном участии «Газпрома». Однако после «майдана» этот проект канул в Лету.

По словам экспертов, украинская сторона многие годы использовала ГТС как средство давления на Россию, не раз нарушала транзитные обязательства и совершала несанкционированный отбор газа из трубы. Достаточно вспомнить события января 2009 года, когда в результате действий Киева в странах ЕС начались проблемы с поставкой топлива.

Подобное поведение страны-транзитёра заставило Россию приступить к реализации альтернативных проектов транспортировки газа в ЕС — в обход Украины. Аналитики считают, что после того, как будут введены в эксплуатацию «Турецкий поток» (мощностью 32 млрд куб. м в год) и «Северный поток — 2» (мощностью 55 млрд куб. м в год), необходимость в украинской ГТС отпадёт и Незалежная утратит статус страны-транзитёра. В Киеве это прекрасно понимают.


«Эти оба проекта будут реализованы, хотя ранее у нас были сомнения в «Северном потоке — 2». Но его поддерживает Германия, поскольку страна хочет стать ведущим хабом на рынке газа в ЕС», — сообщил RT источник в Министерстве топлива и энергетики Украины.

Уже сегодня поток голубого топлива через территорию Украины заметно сокращается. В 2007 году через украинскую ГТС в Европу поступало 115 млрд куб. м газа в год, а в 2017-м — уже 93,5 млрд куб. м.


В надежде на Запад

Ежегодно транспортировка российского газа в страны ЕС приносит Украине около $2 млрд прибыли, рассказал источник RT в Министерстве топлива и энергетики. Но в 2019 году Украина может лишиться этих средств, поскольку заканчивается срок действия контракта между «Газпромом» и украинской стороной о поставках голубого топлива в ЕС через территорию страны.


«Газпром», судя по всему, откажется от сотрудничества с Украиной», — сказал в интервью RT Андрей Суздальцев.

В этом случае, отметил в беседе с RT президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, ГТС превратится в груду металлолома, «потому что другого газа для этой трубы нет».

Как заявил источник RT в Министерстве топлива и энергетики, чтобы спасти ситуацию, Украина намерена передать газотранспортную систему в управление крупной европейской компании в надежде, что западный партнёр сможет договориться с Россией о продлении транзитного контракта.

«После сдачи ГТС в управление Украина получит гораздо меньше, чем $2 млрд. Пока трудно называть конкретные суммы, но нам лучше получать хоть какие-то деньги, чем ничего», — пояснил RT источник в Министерстве топлива и энергетики.

Среди наиболее вероятных претендентов на украинскую ГТС называют словацкую Eustream, итальянскую Snam и французскую GRTgas.

По словам президента Украины Петра Порошенко, «более десяти всемирно известных компаний уже выразили желание принимать участие» в управлении газотранспортной системой (ГТС) страны.

«Но если договориться с «Газпромом» не удастся, то иностранцы откажутся от участия в этом проекте», — отметил анонимный собеседник RT.

Украинская сторона пытается найти сильного партнёра в ЕС, чтобы выставить очередной аргумент против строительства «Северного потока — 2», считает директор НИИ миротворческих инициатив и конфликтологии Денис Денисов.

«Мы знаем, что Украина очень сильно боится, что этот проект будет запущен и, таким образом, у России отпадёт необходимость в использовании газотранспортной системы Украины. Бонус от транспортировки газа сейчас жизненно необходим для государства, и его потеря станет большой проблемой», — отметил эксперт в беседе с RT.

Суздальцев полагает, что утрата транзитных долларов больно ударит по социальной сфере Украины — правительству станет сложнее находить средства на выплату пенсий, заработной платы бюджетникам и поддерживать медицину.

Также аналитики отмечают, что, если Украина лишится статуса страны-транзитёра, это приведёт к серьёзным репутационным потерям для Киева.

https://russian.rt.com/ussr/article/487516-ukraina-gaz-evropa-upravleniye-gts
К слову о "всемирно известных кампаниях", желающих попринимать участие в приватизации украинской ГТС.
Ещё в октябре 2017 была такая новость:


Так что и эти господа тоже там "при делах"...

Tags: ЕС, Россия, Ротшильды, Северный поток, Украина, бизнес, газ, симптоматично, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments