veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Category:

«Терпя немерные пытки»: какова подлинная история подвига Ивана Сусанина

В то мрачное время, когда враги грозили русскому народу порабощением, простой костромской крестьянин пожертвовал своей жизнью ради независимости Отчизны. Иван Сусанин — один из наиболее уважаемых у нас героев отечественной истории, уважаемых искренне, вне зависимости от официального отношения к памяти о нем, менявшегося неоднократно. Его образ — неотъемлемая часть нашей культуры, искусства, фольклора, можно сказать, что он вошел в самую плоть и кровь нашего народа
«Терпя немерные пытки»: какова подлинная история подвига Ивана СусанинаФрагмент картины Константина Маковского «Иван Сусанин»

Примерно 405 лет назад староста села Домнино Костромского уезда Иван Сусанин был убит, спасая жизнь царя Михаила Романова. Общепринятая версия гласит, что 30 марта 1613 года русский крестьянин завёл польский отряд в непроходимую чащу. Поняв, что Сусанин не собирается выдавать местонахождение монарха, шляхтичи зарубили его. К сожалению, о биографии героя мало что известно, а обстоятельства его гибели до сих пор вызывают исторические споры. О мифах и фактах, связанных с подвигом Сусанина, — в материале RT

Подвиг Ивана Сусанина описан во всех учебниках истории СССР и России, однако достоверных данных о жизни и обстоятельствах гибели крестьянина Костромского уезда крайне мало. На текущий момент установлено предполагаемое место трагических событий, но мнения по поводу даты подвига сильно расходятся.

Так, протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794—1871) утверждал, что Сусанин погиб осенью 1612 года. Большинство отечественных исследователей убеждены, что герой однозначно погиб после 3 марта 1613 года (избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романовича на царствование). Учитывая природно-климатические факторы и расположение польских войск, примерной датой гибели считается 30 марта 1613 года.

Доказательства и сомнения

Сам факт подвига старосты села Домнино (вотчина семьи Романовых) Ивана Сусанина сомнению, как правило, не подвергается. В распоряжении историков есть четыре грамоты 1619, 1633, 1644 и 1691 годов, в которых регламентируются привилегии и льготы потомкам героя, отдавшего жизнь за Михаила Фёдоровича.

Монахини Богоявленско-Анастасиинского женского монастыря у памятного камня, установленного на месте гибели крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина

В жалованной грамоте царя Михаила Феодоровича от 30 ноября 1619 года  провозглашалось:

«Божиею милостию мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии в прошлом [7] 121 [1613] году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти...»

Однако в этих документа не приводится подробное описание подвига Сусанина. Небольшой отрывок из грамоты 1619 года сообщает лишь о том, что «польские и литовские люди» постоянно наведывались в Костромской уезд, разыскивая Михаила Фёдоровича, и замучили крестьянина до смерти.

История о том, как Сусанин согласился показать оккупантам местонахождение монарха и завёл их в непроходимую чащу, была в своё время описана в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1836) и затем прочно вошла в учебники истории.

Тогда версию композитора раскритиковал его современник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Костомаров (1817— 1885), который опровергал подлинность изложенных о Сусанине фактах в жалованной грамоте от 1619 года и полагал, что якобы героическую легенду создал Богдан Собинин в стремлении выпросить у Михаила Фёдоровича привилегии. Вместо этого, Костомаров заявлял, что Сусанин погиб, став жертвой разбойников. (Ответ Костомарову от его современника костомарского историка В.А. Самарянова приведён ниже)

Долгожданная находка

При этом большинство современных историков, опираясь на результаты археологических экспертиз, опровергают интерпретацию Костомарова и наоборот сходятся во мнении, что Сусанин действительно существовал, перенёс муки и пожертвовал собой, спасая новоизбранного государя.

В частности, местные археологи нашли польскую саблю XVII века.

Эта находка подтвердила тот факт, что иностранные интервенты часто наведывались в Костромской уезд, захват которого не имел стратегического значения.

Кроме того, было найдено множество человеческих останков и нательных крестов вблизи села Исупово (Сусанинский район Костромской области, сейчас это вымершая деревенька). Долгое время на этом месте было болото. Примечательно, что почти все кресты являлиь католическими, а один из православных крестов был разрублен.

Фрагмент картины Михаила Нестерова «Иван Сусанин»

Скорее всего, именно здесь погиб Сусанин. Исследование его предположительных останков позволило установить возраст (45— 50 лет), рост (около 165 см) и причину смерти — удар по голове.

Помимо этого, историки определили, что Сусанин — это не фамилия русского героя в привычном современному человеку смысле. «Сусанин» дословно означает сын Сусанны — так на Руси называли вдов. Таким образом, можно сделать вывод, что у крестьянина не было отца, а отчество «Осипович», которое часто упоминается в литературных источниках, в таком случае возможно является развитием образа героя народным творчеством.

Не вызывает больших споров и то, что Сусанин трудился старостой Домнино, но насколько он был близок к царю и его матери Марфе Ивановне, достоверно неизвестно.

Символ единства

Заместитель директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА), главный хранитель фонда Юрий Эскин в беседе с RT констатировал, что сведения о Сусанине по-прежнему остаются весьма скупыми. Одна из причин — крестьянское происхождение и отсутствие сына. Род Сусаниных после смерти Ивана продолжился  по женской линии.

«Никаких особенных сведений о Собининых нет, кроме тех документов, которые были даны дочери Ивана Сусанина... Не можем мы сказать и о том, знал ли Сусанин об избрании Михаила Романова на престол. Сусанин, возможно, знал Михаила ещё ребёнком и потому был готов отдать за него жизнь», — пояснил Эскин.

«История Сусанина стала популярна за пределами Костромской губернии достаточно поздно. Заговорили об Иване Сусанине уже после визита в Кострому Екатерины II в 1767 году. Историей России до XIX века дворяне почти не интересовались. Также был немаловажный идеологический момент — хорошо ли, что простой мужик спас царя».

Ситуация коренным образом изменилась после Отечественной войны 1812 года. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию «Православие. Самодержавие. Народность».


  • Памятник Ивану Сусанину в Костроме

Образ героя—крестьянина продолжил жить и в советское время. В 1939 году опера Глинки была переименована в «Ивана Сусанина». В новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло. Персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека.

Сусанин остался культовой исторической фигурой и после 1991 года. В мае 1993 года патриарх Алексий II отслужил заупокойную литию по герою у часовни в Деревеньках (предполагаемое место рождения Сусанина). А с 2005 года Россия отмечает День народного единства, вспоминая подвиги Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Ивана Сусанина.

источник

А ниже более подробное и положительное дополнение к теме:

В XVII и первой половине XVIII века имя Ивана Сусанина было мало известно обществу - как справедливо отмечает современный костромской историк Н.А. Зонтиков, во многом потому, «что после 1619 года преемникам Михаила Федоровича на троне не приводилось посещать костромской земли». Действительно, следующее царское посещение «колыбели дома Романовых» совершилось лишь спустя почти полтора века, в 1767 году - когда императрица Екатерина II в ходе своей поездки по Волге вечером 14 мая прибыла в Кострому. Утром следующего дня, встречая императрицу у Святых ворот Ипатьевского монастыря перед началом Божественной литургии, епископ Костромской и Галичский Дамаскин (Аскарон-ский), управлявший
епархией с 1758 по 1769 год, приветствовал государыню речью, в которой имя Сусанина было упомянуто вместе с именем царя Михаила Феодоровича:

«Сколько бо есть в обители сей радующихся, сколько во граде сем по стогнам, по домам, по речным берегам, по холмам и горам, по текущим рекам и по прочим приличным местам ликующих, ура! - громогласно и радостно восклицающих, Богу благодарение воссылающих и всевозможный вид своея радости, своего благополучия являющих, всяк беспристрастное
приемля суждение скажет, едва ль можно с чего радоваться граду и обители сей, когда блажен-ныя памяти предок вашего императорского величества, Михаил Феодорович, от литовских и польских людей искомый, в пределе того крестьянином Иваном Сусаниным утаен бысть и сейже. по прошению духовных и мирских, нарочно от царствующею рала Москвы присланных чинов, принял скипетр Российского государства, но радость оная ово тогдашнего ради смятения и мучения оными людьми ре-ченного Сусанина, ведавшего где, и не сказавшего им про него даже до смерти, ово ради матери его государыни великия старицы Марфы Иоанновны, о младом своем сыне, во столь многомятежное российское время на рамени свои восприемлющем, с плачем растворялась».











Первым из историков о Сусанине в своей книге (оставшейся в рукописи) «История о пер-воначалии и происшествиях города Костромы до учреждения наместничества» упомянул костромской дворянин Николай СтепановичСумароков;
работа над рукописью осуществлялась им в 1776-1788 годах.

Первое же печатное сообщение о подвиге Ивана Сусанина отности к 1792 году, когда в Москве была издана книга костромского вице-губернатора Ивана Кузьмича Васькова «Собрание исторических известий, относящихся до Костромы». Автор книги отмечал:

«... Села Домнина крестьянин Иван Сусанин в 1613 году, во время впадения в Костромской уезд поиском прогиву особы Михаила Фсодоровича, поляками и литовцами был пойман, разными истерзан муками и в страдании умерщвлен; но твердый его дух, зная о месте пребывания искомыми врагами, сокрыл испытываемую ими тайну и принес жизнь в жертву для целости особы, ко утверждению государства сохраняемой»

Первое в русской поэзии стихотворение, посвященное Сусанину, принадлежало перу графа Д.И. Хвостова - костромского помещика, видного чиновника (некоторое время занимавшего должность обер-прокурора Святейшего Синода). Опубликованное в 1805 году, оно именовалось «Надгробие. Крестьянину Ивану Сусанину»:

Сусанина здесь прах,
крестьянин он простой,
Но друг отечества и мужеством герой!
Когда царя разить пришла литовска сила,
Он жизнью жертвует, спасает Михаила!

В XIX веке над сусанинской темой трудились священнослужитель Успенского храма села Домнино протоиерей Алексий Домнин-екий чья «Правда о Сусанине (евол местных преданий)» была опубликована в IX7! году в журнале «Русский Архив» и столоначальник Костромской духовной консистории Василий Алексеевич Самарянов, издавший в Костроме в 1882 году книгу «Памяти Ивана Сусанина, за царя, спасителя веры и царства, живот свой положившего в 7121 (1613) году». Труд В.А. Самарянова по сути своей был ответом на критическую оценку подвига Сусанина, данную известным историком, профессором Санкт-Петербургского университета Н.И. Костомаровым.

Заслуживают внимания следующие слова В.А. Самарянова: «...Позволяем себе надеяться, что люди сведущие сумеют лучше нашего воспользоваться теми памятниками древности, которые приведены в нашем труде, несомненно внесут значительную струю света в существующие сказания о подвиге Сусанина и извлекут эту величавую личность из мифического мрака, которым окружили ее в последнее время некоторые писатели. Во всяком же случае мы крепко уверены, что тот суровый приговор, которым г[осподин] Костомаров осудил сказания о славном подвиге Сусанина на изгнание из  отечественной истории, (...) небудет приведен в исполнение, и память о верном и доблестном слуге царя и Отечества будет жить в потомстве на прочных основаниях, будет украшать одну из страниц русской истории смутного времени и способствовать подъему народного духа в тяжкие годины испытания...»

Из стихотворения поэтессы Е.П. Ростопчиной «На памятник, сооружаемый Сусанину» - написанные в 1835 году:
Есть памятник иной:
он тверд, несокрушим,
Он силен и велик,
как ты, Сусанин смелый!
Сей вечный памятник давно сооружен
Тебе в сердцах признательных потомков...

http://www.peoples.ru/military/hero/ivan_susanin/history.html



Tags: Польша, Российская Империя, героизм, история, личности, любопытно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments