veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Придумай имя аэропорту. В обществе идет активное обсуждение новой акции


Любите ли вы тысячелетнюю историю России, каковой бы она ни была, испытываете ли естественную гордость и радость при добром упоминании славных имен нашего Отечества? Я тоже — люблю, испытываю. И всегда с интересом взирал на авиалайнеры, на которых приходилось летать, с особым чувством прочитывал на бортах «Боингов» или А-300: «Сергей Рахманинов», «Александр Скрябин», «Лев Толстой» или, как недавно, во время путешествия в Кишинев, — «Федор Достоевский» и «Георгий Жуков».

Поэтому недавняя волна по присвоению имен великих соотечественников 45 аэропортам Российской Федерации меня тоже, как и многих соотечественников, не оставила равнодушным. Недоумение, не только мое, вызвали лишь торопливость и размах, с которыми эта кампания осуществляется. Уже высказаны и другие аргументы за и против, которые приведем ниже.

Акцию «Великие имена России» инициировали некоммерческие объединения: Российское военно-историческое общество (РВИО), Русское географическое общество, Российское историческое общество и Общество русской словесности, «Волонтеры Победы». Ее оператором стала Общественная палата РФ, региональные отделения которой отвечают за предварительный сбор имен от населения.

Важным условием конкурса является то, что кандидаты должны иметь заслуги в музыкальной, литературной, художественной областях или в военной, государственной, политической сферах. Кроме того, могут быть выбраны ученые, путешественники и государственные деятели, с чьими именами связано экономическое развитие страны. Еще одним важным критерием является историческая связь кандидата с той или иной территорией.

Проект был презентован на круглом столе 4 октября в Общественной палате (ОП) РФ.

«Почему именно аэропорты? – пояснил глава ОП Валерий Фадеев. — Недавно я был в Ростове-на-Дону, где открылся новый аэропорт к чемпионату миру по футболу, возникла дискуссия, как его назвать. Местные власти поступили мудро, организовав народное голосование. И назвали его в честь выдающегося генерала Платова, героя войны 1812 года».

Как подчеркнул митрополит Тихон (Шевкунов), участвовавший в заседании круглого стола, сейчас аэропорты носят, как правило, имена утраченных деревень — Шереметьево, Бесовец [Петрозаводск], Внуково… Организаторы рассчитывают, что имена знаменитых соотечественников привлекут внимание к российской истории и культуре и станут частью туристических брендов регионов. Отдельно подчеркивается, что речь идет не о переименовывании аэропортов, а о присвоении им имен великих соотечественников в дополнение к уже существующим названиям.

С 11 по 21 октября регионы вносили свои предложения, а с 22 по 28 октября проходит уже второй этап конкурса, в течение которого из поданных заявок формируются лонг-листы из 10 кандидатов, которые наберут не менее 500 голосов. Далее лонг-лист будет передан в Общественную палату РФ, которая с 29 октября по 7 ноября на основании социологических опросов сформирует шорт-лист. В него войдут всего три фамилии по каждому аэропорту, набравшие наибольшее количество голосов. А с 8 по 30 ноября пройдет последний этап — голосование граждан РФ за одну фамилию из шорт-листа. Отдать свой голос можно будет всего один раз — за один (любой) аэропорт и за одно имя. Проголосовать за своего «кандидата» можно будет на сайте великиеимена.рф, а также заполнив анкеты, напечатанные в газетах, в самих аэропортах, на стойках волонтеров и даже во время полета на борту авиалайнеров. Имена победителей будут объявлены 5 декабря, после чего в регионах пройдут конкурсы на оформление аэропортов.

Инициатива вызвала оживление в умах и сердцах россиян. Многие с энтузиазмом участвуют в новом проекте.

«Это хорошая возможность продвижения истории, создания возможности для пассажиров что-то узнать о регионе, о личностях, в честь которых назван аэропорт», — убежден директор по стратегическим коммуникациям АО УК «Аэропорты Регионов» Евгений Красиков.

Некоторые утверждают, что наше национальное самосознание недонаселено живыми историческими персонажами, героями, образцами для подражания, а потому инициатива эта чрезвычайно важна. Полагают, что наречение аэропортов именами даст нашему обществу ощущение разнообразия, глубины и населенности нашей истории.

И такая память будет помогать формировать фундамент нашего национального самосознания.

Большинство губернаторов и руководителей аэропортов выступили в поддержку акции. Руководство в Шереметьево считает, что «присвоение аэропорту имени великого российского гражданина, определенного народным голосованием, станет ключевым элементом национальной идентичности аэропорта, олицетворением великих достижений России».

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев в своем Инстаграме заметил, что ему исчерпывающе и самодостаточно нравится название аэропорта Кольцово — «теплое, уютное и родное». Это мнение разделяет группа местных активистов «Интересный Екатеринбург». В самом деле: если массы проголосуют здесь за имя Свердлова или Ельцина, то, как говорится, «хай мне не надо».

Политолог Александр Кынев считает, что подавляющему большинству граждан все равно, они даже не знают об этой акции. «У нас большинство граждан никуда не летает, не ездит и сидит дома, поэтому это их не сильно касается, — прокомментировал эксперт. — Это такой хайп среди людей, которые интересуются политикой». В целом же, по мнению эксперта, эта акция — часть брендирования территории, имиджевый элемент, подчеркивающий ее уникальность. «В том, что территории будут заботиться о своем бренде через названия аэропортов, я ничего плохого не вижу. Я думаю, это нормально, вопрос только в том, какие именно имена будут выбираться. Это должна быть реальная фигура, которая будет что-то к имиджу территории добавлять. Если это фигура искусственная, мало кому известная, то это показуха», — заключил он.

Еженедельник «АиФ» привел мнения двух известных деятелей культуры. «У нас в стране хватает аэропортов, которым не помешало бы получить в название имя великого деятеля прошлого, — заявил режиссер, гендиректор киноконцерна «Мосфильм» Карен Шахназаров. — А некоторые уже их носят: аэропорту в Оренбурге присвоили имя Юрия Гагарина, в Барнауле — космонавта Германа Титова. Уверен, ни одному городу в России не пойдет во вред, если их местный аэропорт получит имя Михаила Лермонтова, к примеру.

А уж при нынешнем уровне грамотности, образованности, при нынешней широте кругозора этот проект поможет народу больше узнать об истории и культуре. Назовут, например, красноярский аэропорт именем Василия Сурикова — глядишь, и вспомнят люди, что был такой замечательный русский художник, в музей лишний раз сходят посмотреть его картины.

А потом и других начнут вспоминать — поэтов, писателей, за книги возьмутся. Великих людей у нас хватает, их в разы больше, чем воздушных гаваней! Такие новые громкие имена могут даже придать аэропортам некий шарм. А в случае с международными аэропортами — это возможность вписать русскую культуру в мировой контекст еще и таким образом».

С неожиданно патриотичным имперским предложением выступил Олег Басилашвили, предложивший дать аэропорту «Пулково» имя основателя Санкт-Петербурга — Петра Первого. Критика проекта со стороны известного актера тоже не лишена резона: «На мой взгляд, у России сейчас не самое простое экономическое положение, чтобы осуществлять такие проекты. Ведь любое переименование связано с большими затратами. Все-таки не шутка – дать сорока пяти аэропортам новые имена… К тому же надо тщательно следить за тем, чтобы это были имена действительно достойных людей, а не пиар в угоду моде».

Политолог патриотического лагеря Егор Холмогоров высказался в прессе еще более обстоятельно. Он утверждает, что среди имен для воздушных гаваней должны присутствовать имена путешественников, первооткрывателей, с кем связано географическое освоение той или иной земли или присоединение ее к России. Поэтому логично, к примеру, назвать аэропорт Якутска в честь Петра Бекетова, Владивостока — в честь В.К. Арсеньева, Хабаровска — в честь графа Муравьева-Амурского (называть его в честь Ерофея Хабарова несколько тавтологично), Сургута — в честь Ермака. В этом смысле особая ситуация у Петропавловска-Камчатского, где на выбор представлен едва ли не весь учебник географии: Дежнев, Атласов, Беринг, Чириков, Крашенинников.

Во-вторых, полагает комментатор, обязательно нужно давать имена аэропортам в честь тех людей, которые стали своеобразным культурным символом того или иного региона.

Именно поэтому Тюмени подойдет имя Семена Ремезова — летописца, картографа и строителя Тобольского кремля, Казани — имя создателя неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевского, Усть-Сысольску (читай Сыктывкару) — имя просветителя коми, святителя Стефана Пермского, Нижнему Новгороду — Кузьмы Минина, с которым город ассоциируется.

Е. Холмогоров предлагает, в-третьих, не забыть имена великих создателей русских летательных средств, прежде всего, Игоря Ивановича Сикорского, великого русского авиаконструктора, создателя первых в истории многомоторных самолетов «Русский витязь» и «Илья Муромец»; выдавленный в эмиграцию, он до конца жизни оставался убежденным патриотом России. (Заметим, что имя Сикорского уже носит один из киевских аэропортов, Жуляны). Следует вспомнить также основоположника высшего пилотажа Петра Нестерова и величайшего русского аса эпохи Первой мировой войны — Александра Казакова, первым применившего воздушный таран и при этом выжившего.

Вполне логично было бы, по мнению Е. Холмогорова, появление имени императора Николая II (в честь которого может быть назван аэропорт в одном из двух основанных им городов: Мурманске или Новосибирске), — при котором и появился феномен русской авиации, и состоялась премьера П. А. Столыпина, бывшего, видимо, первым крупным государственным деятелем в истории, совершившим воздушный полет и очень много сделавшим для развития отечественного воздухоплавания.

Имя аэропорта задаст мощный как историко-просветительский, так и воспитательный смысл, а потому аналитик считает, что точно не надо увлекаться именами популярных актеров и спортсменов.

И еще: всевозможные «народные голосования» — это, конечно, хорошо, но лучше была бы экспертная комиссия из людей с обширными знаниями и развитым национальным самосознанием. Чтобы карта аэропортов напоминала не программу телевизионного шоу, а вдохновляющую книгу по истории страны.

«Понятно, если хотят дать имя аэропорту, который стоит в чистом поле, как под Ростовом-на-Дону. Но когда речь идет об уже устоявшемся, привычном названии, это явно лишнее, — такое мнение высказал ресурсу «Царьград» исполнительный директор общества «Двуглавый орел», экс-директор РИСИ Леонид Решетников. — На мой взгляд, если и называть аэропорты в честь выдающихся людей, то почему бы не присвоить им имена императоров? Или поскольку аэропорт — сооружение мощное, огромное, в котором находятся тысячи людей, почему бы не назвать их в честь конструкторов и летчиков?» Названия также следует отбирать благозвучные и приятные для уха, считает Л. Решетников.

Можно добавить к этому, что для аэропортов, скажем, Новосибирска и Нижнего Новгорода вполне подошли бы имена сибиряка, легендарного аса, первого трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина, и волжанина, создателя в годы войны Авиации дальнего действия, Главного маршала авиации Александра Голованова.

* * *

В мире немало прецедентов наречения аэропортов в честь великих соотечественников. Воздушные гавани как визитные карточки государств и городов получали новые названия в честь президентов, ученых, композиторов и даже футболистов.

Но эта практика не всегда одобрялась гражданами страны. К примеру, жители португальской Мадейры подписали не один десяток петиций против присвоения их международному аэропорту имени футболиста Криштиану Роналду.

От себя добавлю: есть варшавский аэропорт «Шопен». А новенький Донецкий аэропорт, увы, разнесенный донбасской войной вдребезги, носит имя композитора Сергея Прокофьева. Известны аэропорт Кеннеди в США и Бен-Гурион в Израиле.

На сайте проекта ссылаются на мировую традицию называть аэропорты в честь различных деятелей, например, аэропорт Баку носит имя Гейдара Алиева.


Великие русские

При этом немало и тех, кому сама идея массового и обязательного нового российского соименования аэропортов не нравится. Критично к проекту настроен комментатор Федор Крашенинников. «Достаточно взглянуть на списки аэропортов мира, чтобы убедиться — никакой универсальной традиции не существует, в каждой стране традиции свои, и в России они тоже есть — называть аэропорты по имени населенных пунктов, рядом с которыми или на месте которых они расположены, или просто по названию местности.

Более того, вопреки заверениям инициаторов, именно эта традиция как раз вполне распространена по миру: аэропорт Стокгольма называется Арланда, аэропорт Хельсинки — Вантаа, аэропорт Осло — Гардермуэн, аэропорт Амстердама — Схипхол, аэропорт Мадрида — Баррахас, аэропорт Барселоны — Эль-Прат, аэропорт Вены — Швехат, ну и так далее: Гатвик, Хитроу, Шенефельд. И даже в Париже есть не только упомянутый на сайте аэропорт имени Шарля де Голля, но еще и аэропорт Орли — имени коммуны Орли.

И эта традиция не только европейская: аэропорты Токио называются Нарита и Ханэда, Бангкока — Суварнабхуми и Донмыанг, аэропорт Шанхая — Пудун. Во всех случаях это тоже названия поселений, а не имена людей.

Часто сочетаются обе традиции, и даже упомянутый на сайте кампании аэропорт Рима называется полностью “аэропорт Фьюмичино имени Леонардо да Винчи”. Фьюмичино, если что, — тоже “какая-то деревня”. Наконец, самая распространенная мировая традиция — просто называть аэропорт по названию города, рядом с которым он расположен.

Например, крупнейший европейский аэропорт во Франкфурте-на-Майне так и называется — аэропорт Франкфурта-на-Майне, ничьих имен он не носит».

Иркутский поэт Андрей Сизых считает, что новые имена можно давать только вновь построенным объектам — все остальные опыты будут выглядеть противоестественно и фальшиво. Суждение об инициативе он резко и жестко считает вредным, и наверняка своей резонностью найдет немало сторонников: «… когда мозгов не хватает, чтобы сделать жизнь людей достойной и безбедной, когда крадут их социальные завоевания в угоду финансовому капиталу, тогда находят погремушки/пустышки, чтобы отвлечь внимание от настоящих проблем — пускают всякую шелуху по ветру и пилят опилки».

Есть и жители других городов, которые усматривают в акции «нечистоплотные помыслы морочить народное сознание под благовидным предлогом». «Эта кампания, как повелось, от чего-то другого народ отвлекает! Вот одна беда у нас — аэропорты не названы!» — восклицает пользователь Фейсбука.

В самом деле: фасады аэропортов и их внутренний дизайн после завершения конкурса будут оформлены с отсылкой к выбранному персонажу, так сообщается на сайте проекта.

Появятся экраны, на которых будет рассказано об этом человеке, о его вкладе в историю России. Есть и иные статьи затрат в этой связи. Но за чей счет это будет осуществляться? Не повысит ли это и без того немалую стоимость авиабилетов?

* * *

Как воспринимается инициатива на местах, в регионах? Приведем несколько примеров.

Я живу в Белгороде, потому начну с него.

Парк Победы в Белгороде

Здесь сейчас идет голосование среди дюжины имен. Среди них — летчик Александр Горовец (Герой Советского Союза, павший на Курской дуге; 6 июля 1943 года он в воздушном бою под Белгородом сбил девять «Юнкерсов», в том числе один — тараном; а сам был сбит четверкой немецких истребителей при возвращении на свой аэродром. Это единственный советский летчик, одержавший столько воздушных побед в одном бою!). Далее Георгий Береговой — дважды Герой Советского Союза: за Великую Отечественную войну и полет в космос; первый его бой был в белгородском небе. Включены в соискатели трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб и Алексей Маресьев.

Есть в списке и прославленные земляки — актер Михаил Щепкин и граф Борис Шереметев (ау, Шерметьево-1 и Шереметьево-2!), первый русский генерал-фельдмаршал, Белгородский полк коего сыграл решающую роль в разгроме шведов под Полтавой.

Лидирует в голосовании замечательная тройка уроженцев Белгородчины (тогда это была Курская губерния) — святитель Иоасаф Белгородский, а также инженер, гений Владимир Шухов (я проголосовал за него) и генерал Николай Ватутин (с большим отрывом, похоже, он и победит, что тоже весьма справедливо).

Вот суждения, высказанные при выдвижении кандидатур в Общественной палате Белгородчины.

Настоятель кафедрального Преображенского собора (где покоятся мощи святителя Иоасафа Белгородского) протоиерей Олег Кобец: «Мне кажется, есть какой то момент духовного успокоения, когда летишь из аэропорта под покровительством святителя. Неслучайно в аэропорту и маленькая часовенка открыта, которая достаточно активно посещается».

Бывший белгородский городской голова Георгий Голиков, почетный гражданин Белгорода, ныне проректор БГТУ им. В.Г. Шухова, предложил, разумеется, имя всемирного русского гения-изобретателя: «Более полувека многогранная научная и инженерная деятельность Шухова определяла техническое развитие России. С его именем связано появление, становление и развитие нефтяной промышленности, котлостроения. Бесценен вклад Шухова в инженерное и промышленное строительство: аэродромы, дома, вокзалы. Его разработки и по сей день остаются актуальными. Когда он работал и в Америке, ему обещали любые блага. Но он остался в России, что говорит о нем как о патриоте нашей великой Родины».

Жители Екатеринбурга летают из аэропорта Кольцово. Общественники и эксперты Свердловской области накануне уже обсудили несколько имен для Кольцово. Наиболее популярными стали Павел Бажов (кстати, в 2019 г. исполняется 140 лет со дня рождения знаменитого писателя) и основатель Екатеринбурга Василий Татищев.



Губернатор Магаданской области Сергей Носов поддержал бы присвоение аэропорту имени Владимира Высоцкого, а глава Пензенской области Иван Белозерцев заявил, что «будет замечательно, если пензенцы примут решение о присвоении имени Лермонтова».

Владимир Высоцкий

В Омске также были поданы заявки на включение в лист для голосования имён Дмитрия Язова, Дмитрия Карбышева, Михаила Врубеля, Роберта Рождественского, Михаила Ульянова, Андрея Туполева, священномученика Сильвестра и других.


Роберт Рождественский

Предлагавшееся инициативными группами имя адмирала Александра Колчака в список для голосования не включено.

Ну что же, будем уповать на адекватный выбор нашими гражданами великих имен для аэропортов, надеяться, что новое соименование не ударит по карману потребителей авиауслуг, что высокие просветительские, мемориальные, имиджевые цели инициативы будут достигнуты.

http://www.stoletie.ru/obschestvo/pridumaj_ima_aeroportu_707.htm


Tags: Россия, важно, история, культура, личности, приятно, развитие, символизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments