veritas4 (veritas4) wrote,
veritas4
veritas4

Category:

«Маша и Медведь приходят не для того, чтобы завоевать твою родину»



Российская мультипликация победно шагает по миру, а на Западе спорят о русской «мягкой силе»

В сентябре семь новых серий российского мультипликационного сериала «Маша и Медведь» начали показывать сразу в 89 кинотеатрах Великобритании и Ирландии, сообщила компания-медиадистрибьютор Generation Madia. Джейми, мать семилетней Кейти, рассказывает корреспонденту РИА "Новости": «Мы давно любим «Машу», а на большом экране это двойное удовольствие… Мне кажется, этот мультик – шутливое отображение безусловной любви, которую мы испытываем к нашим детям, и того хаоса, который они привносят в нашу жизнь. Я чувствую особую привязанность к Медведю». Джейми говорит, что утверждение о наличии «кремлёвской пропаганды» в сериале – бред. «Это означает, что Винни Пух – агент британского империализма? Нет, это просто очаровательные истории, которые мы можем смотреть вместе с детьми и смеяться вместе с ними».

А недавно, когда сериал только начал появляться на западных экранах, британская  «Таймс» обозвала его «кремлёвской пропагандой»...



«Британский профессор Энтони Глис, – писала «Таймс», – увидел в главной героине мультипликационного сериала «Маша и Медведь» Маше отражение президента России Владимира Путина. (sic!!!)

Маша – напористая, даже неприятная, но в то же время она решительная. Она прыгает выше головы», – процитировала «Таймс» слова профессора Букингемского университета Энтони Глиса.

Однако широкий прокат фильма в Англии говорит о том, что очень многие думают иначе. Бывший советник британского Форин Офиса и профессор Нью-Йоркского университета Марк Галеотти резко осудил публикацию в «Таймс», поместив в своём "Твиттере" запись под заголовком «Маша и Медведь приходят не для того, чтобы завоевать твою родину».  Марку Галеотти ответили по-разному, но большинство его поддержало, отвергнув нелепые обвинения мультика в пропаганде.

«Это чрезвычайно приятное шоу для детей с хорошими ценностями, мои внуки любят его, и я предпочитаю его другим фильмам», –  пишет Risto Haataja. «Приятный мультик. Весьма рекомендую», – соглашается Andy Babut.


Riccardo Reddito возражает: «Может и глупо называть “Машу и Медеведь" орудием мягкой силы, но в Европе… пытаются отмыть советские символы [в некоторых сериях Маша надевает фуражку с красной звездой. – Ред.]. Добрый старый русский Мишка на всех игрушках и сладостях – это как раз такой случай».

А Elijah W Brooks создаёт иронический перечень подобных оценок русского искусства на Западе: «Только «Маша и Медведь»? Вот вам ещё примеры бесстыдной пропаганды: «Война и мир» (милитаризм), «Мертвые души» (националистическое повествование, замаскированное под социальную критику), «Преступление и наказание» (агрессивная православная пропаганда), «Ромео и Джульетта» (использование Прокофьевым русской музыки для культурной экспансии)…»

А пока англичане спорят, сериал «Маша и Медведь» победно шагает по миру. Он переведён на 36 языков и демонстрируется более чем в 100 странах, число его просмотров на YouTube превышает 50 миллиардов. Серия «Маша плюс каша» входит в десятку самых просматриваемых роликов видеохостинга и в Книгу рекордов Гиннеса-2019 как самый просматриваемый мультфильм. Первые строчки рейтингов отводятся «нашей Маше» в Южной Корее, Соединённых Штатах и много где ещё. На итальянском детском телеканале RaiYoYo этот сериал смотрят одновременно 900 тысяч зрителей, а в Индонезии родители стали часто называть своих дочерей Машами.


Сериал, восхищающий мир, был создан российской анимационной студией «Анимаккорд» при помощи трёхмерной графики. Показ мультика начался на Рождество Христово 2009 года, а в 2011 году вышел первый спин-офф под названием «Машины сказки» из 26 серий. В 2014 году – второй спин-офф под названием «Машкины страшилки».

«Это, –  писала итальянская газета Stampa, восхищаясь и одновременно иронизируя над успехом русских, – самый популярный продукт российского производства в мире. Популярнее водки, газа, Достоевского, балета и икры… Bloomberg уже оценивает доходы от него в 300 миллионов долларов, и перспективы развития – футболки, рюкзаки, игры для телефона, портфели, игрушки, сладости – бесконечны, в отличие от нефти. Его закупили в 120 странах мира (автоматы Калашникова  – только в 90)».

Настоящий фурор произвел российский мультик в США. После того как мультфильм стал предоставляться пользователям Netflix, западная пресса с удивлением констатировала, что американскую аудиторию всерьёз заинтересовал этот российский мультимедийный продукт. В зрительской аудитории до 12 лет «Маша и Медведь» вошёл в США в ТОП-10 самых популярных проектов и уже достаточно долгое время не сдаёт своих позиций, заставляя американские СМИ называть мультфильм «русским феноменом».

В 2015 году «Маша и Медведь» получил в Майами премию Kidscreen – «Оскар» мультипликации –  в номинации «Лучшая анимация». Ресторан «Бургер Кинг» теперь предлагает специальное детское меню по мотивам русского сериала, а шоколадки с этими мотивами производят компании «Данон» и «Ферреро».

Маша бросила вызов Западу пишет Stampa,  «создав национальный образ… сопоставимый с техасскими ковбоями и учителями кунг-фу из Шаолиня… Теперь русская девочка может стать самым неожиданным препятствием для возникновения нового железного занавеса».

Не только «Маша и Медведь», но и другие мультики, созданные в России,  пользуются мировым успехом. Произведённый в 2006 году мультфильм «Приключения Лунтика и его друзей» демонструется в Финляндии, Венгрии, Сербии, Таиланде и других странах. Телесериал «Смешарики» идёт на американских телеканалах под названием Kikoriki.  Своей любимой работой назвал известный японский режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки мультфильм Юрия Норштейна «Ёжик в тумане». Большой популярностью пользуется в разных странах сериал «Ну, погоди!»; монетный двор Польши, например, планировал поместить образы Волка и Зайца на коллекционные монеты из золота. А лопоухий Чебурашка особенно любим в Японии.

Кстати, до появления «Маши и Медведя» самым популярным фильмом нашего производства считался за рубежом советский мультипликацинный фильм «Снежная королева», созданный в 1957 году. Значит, дело не только в Маше и её неуклюжем, но симпатичном партнёре – русском медведе? Тогда в чём?

«Отечественная анимация добивается большего успеха за границей, чем игровое кино, – говорит Фёдор Бондарчук. – Она, как мне кажется, живет в международном пространстве успешнее, чем художественные фильмы». По словам Бондарчука, это объясняется тем, что мультипликация в России имеет «невероятную школу».

Однако прекрасная школа была и у создателей советского игрового кино. Достаточно вспомнить такие картины, как «Летят журавли», «Баллада о солдате», вызвавшие восхищение во всём мире. Сегодня этого нет.

И, может быть, главная причина успеха наших мультфильмов в том, что их создатели, опираясь на традиции русских сказок, воплотили на экране одну из основных черт русского народа –выдающуюся доброту, которую философ Николай Онуфриевич Лосский считал основой русского характера.

Именно  –  выдающуюся. «Русский человек, – писал другой русский философ Иван Александрович Ильин, – ждёт от человека, прежде всего, доброты, совести и искренности». Дети по всему миру ощущают это лучше взрослых.

Фонд Стратегической Культуры

Tags: #mashaandthebear, Британия, Россия, дети, информационная война, культура, мягкая сила, паранойя, русофобия, фильмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments